Сегодня все больше женщин выбирают выстраивать свою жизнь таким образом, чтобы быть постоянно доступной ребенку, проводить максимум времени вместе с ним и иметь возможность решать его проблемы. Для этого явления даже есть специальный термин — «интенсивное материнство». Оно может очень негативно сказываться на детях.
«Интенсивное материнство» описывает модель взаимодействия в семье, при которой родители погружены в жизнь ребенка настолько, что ставят его в центр семейной системы, при этом полностью лишая самостоятельности. Они записывают его на множество кружков, стремятся постоянно занимать и развивать его, решают все детские проблемы и полностью следуют принципу «все лучшее — детям». При этом родители проживают жизнь ребенка за него, отказываясь от собственного развития, реализации, интересов. Другими словами, за «интенсивным материнством» скрывается все тот же детоцентризм, о котором я не раз писала.
Нередко такие мамы активно делятся в социальных сетях детскими успехами. К сожалению, в большинстве случаев за этим кроется лишь формирование внешнего образа успешности в угоду общественным тенденциям, но не истинная забота о духовных, личностных, эмоциональных потребностях детей.
В основе «интенсивного материнства» могут лежать разные причины. Иногда это перфекционизм и стремление к «идеальной картинке», иногда — чувство вины, иногда — давление социального круга. Но в любом случае это
Особенностью «интенсивного материнства» является постоянная занятость ребенка. Да, дети должны быть заняты, но у них должно оставаться время на
свободную игру и творческую деятельность. Это необходимо для формирования зоны ближайшего развития, умения самостоятельно принимать решения, создания «произвольного намерения». «В игре ребенок как бы на голову выше самого себя» — писал Лев Выготский. Забирая у детей это естественное право свободно играть и изучать мир, родитель тормозит его развитие.
Другой момент — оберегание от всех проблем, лишение самостоятельности, возможности принять решение. Даже в самом простом — например, в выборе кружка. Как правило, мама записывает ребенка на те занятия, которые кажутся ей престижными, позволят в будущем получить перспективную профессию или просто дают возможность быть «в тренде». При этом в расчет не берется, что детские таланты могут лежать совершенно в другой области.
К какому же результату приводит такой подход? Ребенок не учится брать на себя ответственность, самостоятельно принимать решения, находить выходы из сложных ситуаций. Он привыкает действовать инфантильно, растет пассивным, зависимым. Он не развивает таланты, данные Богом, не вырабатывает внутреннюю мотивацию, не ставит собственные цели.
Я советую выбирать кружки для ребенка, отталкиваясь от его природных талантов, возможностей и желаний. В дошкольном возрасте дети проходят период, когда им нужно попробовать позаниматься разными видами деятельности. Родители должны дать такую возможность. При этом важно много разговаривать с детьми, общаться с педагогами, чтобы понять, где именно находятся детские таланты, как раскрыть их до конца.
Возможен вариант, что само дело нравится, а с педагогом отношения не сложились. Родителю следует вовремя понять это и найти другого преподавателя, но не бросать начатое. Ребенок должен уметь доводить дело до конца, а частая смена кружков не дает такого навыка. Поэтому родителю следует формировать у детей внутреннюю мотивацию, настойчивость, целеустремленность.
Также важно очертить детскую зону ответственности, которая будет постоянно расширяться. Это залог развития лидерских качеств. Если принимать решения за ребенка, говорить ему, что делать, ему будет сложно в будущем проявлять инициативу, занимать лидерские позиции.
Всестороннее развитие — это прежде всего, формирование качеств успешного человека, забота не только об интеллектуальном, но и об эмоциональном, духовном развитии. Для этого не нужно постоянно быть рядом с ребенком и занимать все его свободное время. Гораздо важнее для детей — душевный контакт с родителями, взаимное доверие, уважение. Добрые беседы,
совместное посещение храма, семейные праздники и поездки сформируют крепкую духовную базу у детей, станут внутренней опорой в жизни.