В современном мире складывается ситуация, когда дети оказываются предоставлены сами себе. Они много времени проводят в интернете, у них формируются ложные ценности и цели, и никто не берет на себя ответственность, чтобы это изменить. В обществе мало настоящих наставников и хороших педагогов, которые любят детей. Большинство детских проектов направлено на формирование мышления достигаторства или на развлечение. Родители все чаще устраняются от воспитания, и школа уже давно не берет на себя эту функцию. Но если никто не хочет брать на себя ответственность за будущее поколение, каким оно сформируется?
Глобальная проблема, которая есть в современном обществе, — снижение авторитета семьи. Родители перестают быть для ребенка примером, как это было раньше. Семья всегда была целостной системой. Традиции, уклад, ценности, которые она несла, объединяли всех ее членов. Ребенок чувствовал себя частью этой системы и стремился ей соответствовать, перенимать то хорошее и важное, что транслировали родители, и продолжать это в своей жизни. На примере родителей дети видели, как правильно жить, как ставить цели, как достигать успеха, и следовали за этим примером. Но эта внутренняя задача семьи в наше время, к сожалению, утрачивается.
Семьи все больше «отключаются» от воспитания детей. Многие взрослые живут «минутными» благами. Они забывают о детях, передают важную задачу по их воспитанию кому угодно — школе, интернету или даже самому ребенку. В обществе крепнет установка, что дети должны вырасти сами по себе, сами всему научиться. Но важно понимать, что это невозможно. Если детей не воспитывают родители, то их воспитает
Так, часто главным «воспитателем» ребенка становится интернет. Он заменяет родительское внимание и оказывает большое влияние на формирование детской личности. Такое поглощение виртуальным миром опасно для неокрепшей детской психики. Обилие негатива и жестокости приводит к повышению агрессии у детей и снижению эмоционального интеллекта. Дети теряют мотивацию к учебе и живому общению, становятся пассивными и безынициативными.
Я часто вижу, что молодежью занимаются люди, которые не имеют никакого отношения ни к детям, ни к подросткам. Часто эти люди бывают даже без педагогического образования. Они не чувствуют потребностей детской души, у них нет понимания о том, что на самом деле необходимо детям, они не хотят вникать в детские проблемы, понимать болевые точки подростков.
Такой подход рождает массу развлекательных мероприятий и мероприятий «для галочки», которые не несут пользы, а нужны лишь для отчетности. Дети хорошо чувствуют эту незаинтересованность в себе и быстро теряют доверие к взрослым.
В современном обществе детям активно транслируют установки, несвязанные с истинным духовным развитием, воспитанием сильной и свободной личности. Например, сегодня широко распространены тезисы «поверь в себя», «полюби себя», но они носят безнравственный характер. Их преподносят как ценности эгоизма, потакания своим слабостям, погони за сиюминутными удовольствиями. Но детям очень часто сложно отличить истинное знание от ложного, поэтому нужна подсказка родителей. Если родители устраняются от воспитания, то дети принимают ложные ценности и установки без критической оценки и начинают следовать им, формировать свое мировоззрение через их призму.
Другая проблема современных программ — ориентация на достигаторство. Другими словами, детям навязывают как ценность достижение успеха любой ценой.
При этом альтернатив этому ложному саморазвитию в современном обществе почти нет. Таким образом, дети растут полностью лишенные истинных ценностей и целей, не развивают свои способности, не стремятся делать
Важно отказываться от модели общества потребителя, жизни для себя. И сделать это должны в первую очередь мы, взрослые — родители, педагоги, специалисты по работе с детьми. Своим примером и своей заинтересованностью в детях мы можем создать правильную систему развития молодежи и воспитать целеустремленное и высокодуховное поколение.