Я замечаю, что сегодня родители часто не хотят тратить время на воспитание своих детей и помогать их правильной адаптации в обществе.
Многие родители считают, что чтобы освоить навык коммуникации, ребенку достаточно просто ходить в школу и быть среди сверстников. Но чаще всего такие родители сами не умеют правильно выстраивать отношения. И им сложно этому научить детей. Чтобы снять с себя ответственность, многие повторяют идею, что ребенок должен сам всему научиться.
Такие дети, как правило, растут избалованными и эгоцентричными. Они ставят себя и свои интересы в центр взаимоотношений и не умеют увидеть и с уважением отнестись к интересам другого. У них плохо развита эмпатия. Если в семье к тому же практикуется детоцентристский подход, то эти модели особенно прочно укрепляются в поведении ребенка. Такие люди сложны в общении, они не готовы искать компромисс, договариваться. Они не всегда умеют выстраивать отношения с родственниками и друзьями, так как свои интересы ставят выше интересов другого человека. Такие люди могут достигать успеха, но часто используют для этого нечестные методы, и успех не приносит им счастья.
Другой вариант развития событий — ребенок становится «изгоем». Он не умеет взаимодействовать со сверстниками из своего круга, не может найти друзей, остается один. Такой ребенок в будущем может искать утешения в плохих компаниях, где умение культурно общаться не является необходимым. Или «уйдет» в виртуальное общение, которое хоть и проще, не дает развития детской личности, уводит от реальных ценностей.
Дети, которые не умеют сами разбираться в сложных ситуациях, попадая в конфликт и не получая поддержки и правильного совета от взрослого, испытывают стресс. В результате повышается тревожность, развиваются неврозы, может возникнуть психосоматика.
Следует уделять большое внимание формированию
Родителя важно посмотреть на собственное общение в семье, с родственниками, знакомыми. Есть ли во взаимоотношениях гармония, уважение? Не ставятся ли собственные интересы выше интересов других людей? Не происходит ли общение с другими свысока? Начинать следует с себя, так как для ребенка родительский пример является основой развития.
Ребенок должен развивать эмпатию. Другими словами, ему следует понимать, что в отношениях есть не только он и его чувства, но и чувства и мнение другого человека, которые нужно уважать. Если родители не будут подчеркивать это в беседах, не будут говорить о своих чувствах и обращать внимание на детские переживания, у ребенка может развиваться «эмоциональная глухота», а такие важные качества, как сострадание, сопереживание, желание помочь, наоборот, останутся неразвитыми.
Но помимо уважения чужих границ, очень важно учить детей защищать себя и свои интересы и правильно выстраивать собственные границы. Если же ребенок нарушил границы другого человека, он должен уметь извиняться за это.
Детям необходимо уметь правильно вести себя с другими людьми, выстраивать гармоничные отношения вокруг, проявлять сочувствие и эмпатию. Но это не приходит само по себе, это задача нас, взрослых. Если родители не будут уделять этому более пристальное внимание, то встает вопрос: каких детей мы вырастим? Ведь именно мы в ответе за то, какими вырастут наши дети, какие ценности они будут нести в этот мир и какое общество сформируют.