Воспитание у детей культуры поведения

Воспитание у детей культуры поведения

Сегодня общество переживает разрушение нравственных устоев и культуры общения, поведения, отношения друг к другу. Через массовую культуру нам навязывают совершенно неправильные модели поведения. И особенно подвержены этому влиянию дети. Все чаще возникают ситуации, когда ученики повышают голос на учителя, подростки грубят незнакомым людям, сделавшим им замечание. Детей не учат уважать старших. Но хуже всего, что родители часто оправдывают бестактное поведение своих детей и не принимают мер по исправлению ситуации. Хотя именно родители должны воспитывать культуру поведения и общения у детей.

«Он еще ребенок!»

Дети грубят не потому, что они «плохие», а потому, что их не учат культуре общения с детства. Им не прививают хорошие манеры, уважение к личности другого. В результате вырастают взрослые, которые не уважают чужие границы, не считаются ни с чьими интересами и поступают так, как удобно им.

Я часто слышу, как родители оправдывают плохие поступки детей их возрастом: «Он же еще маленький. Он не понимает». Но прививать культуру общения и поведения необходимо с самого раннего возраста. Родители должны терпеливо объяснять, что можно, а что нельзя, рассказывать, почему такое поведение не принято в обществе. Это закладывает базу, на основе которой будет строиться дальнейшее поведение человека. Ведь когда ребенок вырастет в подростка, который не понимает морально-нравственных норм, перевоспитать его будет сложно или даже почти невозможно.

Воспитанные родители — воспитанные дети

Я не устаю повторять, что поведение ребенка формируется в семье и формирует его, прежде всего, пример родителей. Как в семье принято общаться между собой, так ребенок и станет общаться со сверстниками и другими взрослыми.

Если родители в разговорах обесценивают школу, ругают учителя, то и ребенок не будет уважать педагогов. Если в семье принято повышать голос, грубить, срывать раздражение на близких, то и дети воспримут это как норму и будут так общаться с окружающими, а потом и с родителями. Если родители привыкли выяснять отношения в криках и ссорах, то не стоит ждать от ребенка развитых коммуникативных навыков. Им просто неоткуда будет взяться.

Каждое место диктует свои правила

Ребенок должен понимать, где и как себя надо вести. Например, дома с родителями он находится в расслабленной обстановке и может позволять себе больше, чувствовать себя более открытым, свободным. Но когда он посещает общественные заведения, он должен соблюдать те правила, которые диктует это заведение. Например, в театре к поведению будут одни требования, в школе — другие, в поликлинике или в аэропорту — третьи. На кастинге правила поведения будут строже, чем, например, в компании родственников и друзей. И ребенок должен это понимать и принимать. Важно учить детей чувствовать границы допустимого и правильно вести себя в любой обстановке.

Отдельно хочу сказать о том, как важно учить детей правильному поведению в храме. Многие родители думают, что в целях духовного воспитания нужно просто привести ребенка в храм, а дальше он сам «проникнется атмосферой» и будет вести себя примерно. Но на самом деле дети бегают, шумят, затевают игры и мешают другим прихожанам и священнику. Смысл духовного воспитания при этом, конечно, теряется.

Я считаю, что родителям необходимо находиться рядом с детьми все время службы, объяснять им смысл Литургии, отвечать на их вопросы. Другим словами, мы должны быть их проводниками на этом пути. Важно формировать у ребенка осознание важности момента, объяснять, что храм — место, где нужно вести себя серьезно, тихо, смиренно. Тогда постепенно у ребенка сформируется осознанное отношение к посещению храма, уважение к традициям и понимание, как нужно себя вести.

Создавать правильную среду

Не только родители, но и окружающая среда влияет на формирование поведения у ребенка. Влияет то, что дети видят ежедневно, например, в интернете или по телевизору, что читают, чем увлекаются, с кем общаются.

К сожалению, в массовой культуре сегодня идет разрушение морально-нравственных ценностей, подмена их ложными идеалами. Детям прививается как норма эгоизм, потребительское отношение к другим людям и окружающему миру. Подросткам предлагается ставить во главу себя и свои потребности, удовлетворять их любой ценой, а уважение к старшим, доброта к ближнему, вежливость позиционируются как проявления слабости.

Но мы должны понимать, что мы отвечаем за то, какими людьми вырастут наши дети и в каком обществе они будут жить. Будет ли это общество, где люди уважают друг друга? Или общество, где нарушаются не только личные границы человека, но и попираются духовные и моральные ценности? Решать надо уже сейчас. Через прививание детям духовных ценностей, взращивание у них уважения к ближнему, благодарности, человечности, мы сможем создать высококультурное общество для будущих поколений.

19.05.2023

Другие статьи

Почему подростки перестают слушать родителей? Подробнее
Как помочь ребенку выбрать любимое дело? Подробнее
«Цифровое материнство»: чем опасно воспитание с телефоном в руках? Подробнее
Как понять, в чем талантлив ребенок? Подробнее
Какое будущее ожидает наших детей? Подробнее
Научить детей общаться — задача родителей Подробнее
Почему дети не хотят учиться? Подробнее
«ИМЕНА ПРОДАКШН» – МЫ ЭТО БУДУЩЕЕ Подробнее
Что такое «интенсивное материнство» и почему этот тренд опасен для современного общества? Подробнее
Добро маленьким не бывает Подробнее
Как научить детей расставлять приоритеты? Подробнее
«Слабое и сильное» лидерство: как быть по-настоящему авторитетным для детей? Подробнее
Цифровое слабоумие: новый диагноз, который ставят подрастающему поколению Подробнее
Как уберечь ребенка от дурного влияния? Подробнее
Аниме — мультфильмы, которые разрушают психику наших детей Подробнее

← Назад к списку новостей