Сегодня часто говорят о важности развития у детей разных видов интеллекта. Много внимания уделяется физическому, творческому и, конечно, умственному развитию. Это очень важно, но я хочу рассказать о трех видах интеллекта, которые нередко остаются в тени, хотя являются базой для формирования детской личности.
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это умение распознавать и осознавать собственные эмоции, управлять ими, а также понимать чувства других людей. Он необходим для хорошего знания самого себя, умения мыслить стратегически, способности правильно организовывать пространство вокруг себя. Именно хорошо развитые эмоциональные навыки на 80% влияют на успех в будущем.
Как развивать?
Важно учить детей саморефлексии, учить задавать себе вопросы: что я чувствую в данный момент? Почему меня это тревожит/обижает/злит? Есть много интересных творческих упражнений на понимание и отреагирование своих чувств и эмоций.
Также необходим навык эмпатии — умение замечать и правильно оценивать состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему. Для развития эмпатии полезно обсуждать ситуации из книг и фильмов: почему герой так поступил? Что он чувствовал? Что чувствовал бы ты на его месте?
Социальный интеллект
Социальный интеллект — это набор навыков, которые помогают людям строить отношения в обществе, договариваться, качественно коммуницировать, мирно решать конфликты и устанавливать дружеские взаимоотношения.
В современных условиях развивать эти навыки особенно важно, так как дети и подростки стали меньше общаться друг с другом и много времени проводят в гаджетах. Это негативно сказывается не только на обучении и творчестве, но и на социальной жизни.
Исследования показали: за последние годы у детей снизились навыки по многим параметрам эмоционального и социального благополучия. Дети утрачивают навык эффективного общения, не умеют слушать и слышать другого, не умеют адаптироваться к новым социальным условиям.
Как развивать?
Родителям крайне важно формировать для детей среду, в которой они могут активно коммуницировать со сверстниками. К сожалению, чаще всего недостаточно, чтобы ребенок просто ходил в сад. Детский коллектив в садах подбирается рандомно, поэтому сложно предугадать, в какую компанию попадет ребенок и чему он там научится. Я советую родителями до определенного возраста самостоятельно формировать круг общения для детей.
Кроме того, взрослые должны на своем примере показывать модели эффективной коммуникации и активного слушания. Именно в семье дети учатся разрешать споры, уважать чужие личные границы и отстаивать свои, усваивают социальные нормы, учатся самоконтролю. То, как общаются с ними в семье, они потом «отзеркаливают» на общение с друзьями, воспитателями, учителями.
Эстетический интеллект
Эстетический интеллект включает в себя умение видеть красоту в окружающем мире, замечать гармонию, симметрию, удачные цветовые сочетания. Но на мой взгляд, эстетическое развитие не ограничивается красотой искусства. Это еще и умение замечать красивое в природе, в общении, в человеческой душе. Это важные качества, которые положительно влияют на всю жизнь человека.
Как развивать?
В приобщении ребенка к прекрасному важна насмотренность. Она формируется через получение разного опыта. Ходите с детьми в галереи, музеи, театры, путешествуйте, обсуждайте искусство, читайте хорошие книги с красивыми иллюстрациями, общайтесь с творческими людьми. Соприкосновение с разными видами творчества помогает расширять кругозор и формирует насмотренность, а обсуждение увиденного дает возможность анализировать и формировать собственный вкус. Если родитель умеет видеть красивое в окружающем мире и указывает на это ребенку, он тоже станет замечать красивое.
Больше об эстетическом развитии можно почитать здесь: Эстетическое воспитание детей.
В «Имена Продакшн» мы уделяем много внимания формированию целостной личности: прививаем правильные ценности, учим жить в гармонии со своими эмоциями, уважать окружающих и строить крепкие доверительные отношения с людьми.
Автор: Диана Тевосова