В нейропсихологии есть хорошие упражнения, которые помогают сделать когнитивное развитие детей легким и интересным. Хочу рассказать о пяти эффективных нейропсихологических играх, которые легко интегрировать в повседневную жизнь. Они не заменят полноценные занятия с нейропсихологом, но помогут улучшить когнитивные способности ребенка и будут особенно полезны в период подготовки к школе.
«Зеркало»
Родитель и ребенок встают друг напротив друга. Родитель медленно показывает движения: поднимает и опускает руки, наклоняет голову, моргает и т.д. Задача ребенка — повторить все движения зеркально. Постепенно следует ускорять темп и усложнять движения.
Такая игра отлично развивает координацию, внимание и связи между полушариями мозга. Она помогает детям лучше осознавать свое тело в пространстве, улучшает концентрацию внимания и способность к подражанию. Стимуляция межполушарного взаимодействия важна для успешного обучения, так как позволяет мозгу обрабатывать информацию более эффективно.
«Кулак-ребро-ладонь»
Ребенок и родитель садятся друг напротив друга и кладут руки на стол. Родитель медленно показывает ладонями комбинации из трех движений: сжать руку в кулак, поставить ладонь ребром на стол, положить ладонь плашмя на стол. Например, правая рука сжимает кулак, левая встает ребром, хлопок, и ладони меняют положение (правая — ребро, левая — кулак). Ребенок должен повторить эту последовательность. Сначала медленно, затем ускоряясь. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно выполнял все движения и не пропускал ни одного этапа.
Это популярное у нейропсихологов упражнение хорошо развивает мозг, улучшает самоконтроль и произвольность. Оно помогает научиться быстро переключаться между разными задачами, контролировать свои импульсы и действовать по плану. Эти навыки необходимы для успешной учебы и выполнения домашних заданий.
«Рисование двумя руками»
Дайте ребенку два листа бумаги и два карандаша. Попросите его одновременно рисовать простые фигуры (круг, квадрат, треугольник) обеими руками. Сначала можно рисовать одинаковые фигуры, а затем усложнить задание, попросив рисовать разные фигуры каждой рукой.
Рисование двумя руками стимулирует работу обоих полушарий мозга, улучшает координацию и пространственное мышление. Оно помогает детям научиться использовать обе руки одинаково хорошо, развивает межполушарное взаимодействие и формирует новые нейронные связи.
«Перекрестные движения»
Ребенок встает прямо. Его задача — коснуться левым локтем правого колена, а затем правым локтем левого колена. Движения нужно выполнять медленно и контролировать равновесие. Родитель может усложнить задачу и попросить ребенка выполнить упражнение быстрее или закрыть глаза во время выполнения.
Это нейроупражнение улучшает слаженность движений, баланс и чувство равновесия. А еще оно помогает лучше контролировать свое тело и улучшает его общую физическую подготовку.
«Симфония стихий»
Родитель включает запись звуков природы: лес, море, ветер, дождь и т.д. Ребенок должен закрыть глаза и представить, что он находится в самом центре этой стихии, а затем нарисовать обеими руками свои ощущения от каждой стихии. Например, пусть правая рука рисует то, что он видит, а левая – то, что он чувствует. Когда рисунок будет готов, предложите ребенку взять музыкальные инструменты и создать звуковое сопровождение к своему рисунку, чтобы получилась настоящая симфония стихии.
Важно! На детское развитие благотворно влияют все занятия, где необходимо задействовать все тело и координировать движения рук и ног: игра на музыкальном инструменте, танцы, спортивные занятия.
В Центре детского развития «Имена Продакшн» воспитанники активно развиваются творчески, умственно и физически. Наши нейропсихологи разрабатывают и внедряют в занятия специальные упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления и других важных когнитивных функций. Мы создаем среду, в которой каждый ребенок может раскрыть свой потенциал и подготовиться к успешному будущему, гармонично сочетая творчество и интеллект.
Автор: Диана Тевосова