Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
Как давать ребенку обратную связь?

Как давать ребенку обратную связь?

Наблюдая за общением родителей с детьми, я замечаю, что многих проблем можно было бы избежать, если бы взрослые учились давать обратную связь детям в правильной форме.

Как говорить с детьми?

Прежде всего, необходимо найти правильное время и место и установить контакт. Дети гораздо лучше воспринимают информацию, когда при разговоре родитель поворачивается к ним лицом, смотрит в глаза, говорит спокойно, но при этом эмоционально включен в беседу. А если взрослый пытается одновременно давать обратную связь ребенку и сидит в телефоне или занят своими делами, толку будет мало. Дети чувствуют отстраненность взрослых и в конце концов перестают открываться.

Обратная связь, даже положительная, должна быть направлена на действие, а не на личность ребенка. Например, вместо «какой же ты талантливый» лучше сказать: «Какое красивое стихотворение ты написал, особенно мне понравилась строчка…».

Ребенок должен понимать, что имеет в виду родитель, какое действие он одобряет, а какое — нет. Поэтому важно формулировать мысли так, чтобы это было доступно ребенку. Соответственно, в зависимости от его возраста формулировки будут отличаться.

И конечно, не стоит публично обсуждать детские промахи даже в деликатной форме. Запомните: похвалить публично можно, но разобрать ошибки — только наедине.

Избегайте оценочных слов

Когда в беседе мы оцениваем кого-то, мы так или иначе снижаем доверительность этой беседы. Причем это касается даже позитивной оценки. Поэтому вместо «Ты же отличник, почему у тебя тройка?» можно сказать: «Ты получил тройку по математике, хотя весь год у тебя были одни пятерки. У тебя что-то случилось? Если ты хочешь, ты можешь рассказать мне, и мы вместе подумаем, как это исправить».

Используйте «метод бутерброда»

Эту технику обратной связи используют в построении общения внутри команды и в бизнес-коммуникациях, но она универсальна и отлично подходит для общения с детьми. Суть метода в том, что обратная связь строится по определенной схеме: сначала идет похвала с приведением конкретных примеров, потом деликатная критика в форме обозначения точек роста и в завершении вдохновляющая фраза.

Например, можно сказать так: «Я вижу, что ты стараешься в школе. Недавно мне звонила твоя учительница по литературе и хвалила тебя. Она сказала, что твое последнее сочинение было отличным, и она собирается отправить его на городской конкурс. Но я заметила, что тебе тяжело дается математика. В четверти вышла „тройка“. Давай подумаем, как можно исправить ситуацию? Я предлагаю дополнительно позаниматься с репетитором, чтобы он объяснил тебе непонятные темы. Я уверена, что ты быстро исправишь оценку».

Дайте слово ребенку

Я замечаю, что часто родители выстраивают беседу с детьми в форме монолога. Это неправильно. Важно не просто говорить ребенку, что хорошо, а что плохо, но и выслушивать его мнение. Почему он так поступил? Что он думает о ситуации? Чего он хочет и, наоборот, не хочет? В его ответах кроются истинные причины, которые помогут разобраться с ситуацией и быстро решить ее.

Станьте наблюдателем

Когда речь идет о конфликтных ситуациях и детских промахах, полезно занять «позицию наблюдателя» — некую нейтральную сторону без оценки и негатива. Это позволит снизить остроту критики и более объективно оценить ситуацию.

Говорите о своих чувствах

Обезличенная обратная связь — как позитивная («молодец», «хорошая работа»), так и негативная («ты поступил очень плохо») — не несет в себе ни информационной составляющей, ни эмоционального заряда. Она не способствует развитию ребенка и работе над ошибками. Когда же мы говорим о чувствах, дети видят, что мы включены в процесс беседы и заинтересованы ими, их достижениями и их жизнью. Поэтому я советую общаться с детьми, используя принципы «ненасильственного общения». Согласно им, необходимо взглянуть на ситуацию безоценочно, выразить свои чувства и наметить варианты дальнейшего развития (исправления ошибок).

Например, сравните две позитивные обратные связи: «Молодец, красивая картина» и «Когда я смотрю на эту картину, я вспоминаю один момент из своего детства. Особенно мне нравится вот это дерево. Оно как настоящее!» В какой фразе больше эмоций?

Когда мы говорим с детьми, отвечаем на их вопросы и даем обратную связь на их действия, мы не только укрепляем отношения с ними и обогащаем их мир. Мы формируем личность ребенка и закладываем в него базовые навыки ведения диалога и взаимодействия с людьми.

Автор: Диана Тевосова

Наши дисциплины

Детская театральная студия
Детская театральная студия
Вокал
Вокал
Хореография для детей
Хореография для детей
Актерское мастерство
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическая речь
История России для детей
История России для детей
Искусствоведение для детей
Искусствоведение для детей
Развивающие занятия с психологом
Развивающие занятия с психологом
Подготовка к школе
Подготовка к школе
Раннее развитие
Раннее развитие
Английский язык
Английский язык
Логопед
Логопед
Воскресная школа
Воскресная школа
Катехизис для взрослых
Катехизис для взрослых
Психолог
Психолог
Бизнес-школа
Бизнес-школа
Комплексное развитие
Комплексное развитие
ТРИЗ
ТРИЗ
Академия юмора
Академия юмора
Рисование
Рисование

Другие статьи

Как давать ребенку обратную связь?
Как давать ребенку обратную связь?
Подробнее
5 важных открытий о детском развитии, которые необходимо знать каждому родителю
5 важных открытий о детском развитии, которые необходимо знать каждому родителю
Подробнее
Какие качества развивать взрослым и детям в современном мире?
Какие качества развивать взрослым и детям в современном мире?
Подробнее
Лидерство или эгоизм: какими качествами должен обладать ребенок-лидер?
Лидерство или эгоизм: какими качествами должен обладать ребенок-лидер?
Подробнее
Мамам мальчиков: как правильно воспитывать сына?
Мамам мальчиков: как правильно воспитывать сына?
Подробнее