Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
Как помочь ребенку справиться с зависимостью от гаджетов?

Как помочь ребенку справиться с зависимостью от гаджетов?

Ученые давно заметили: дети, которые регулярно смотрят телевизор или проводят время в гаджетах, часто страдают от нарушения концентрации внимания и поведенческих проблем. Гаджеты мешают естественному развитию ребенка и формируют зависимость. Как это происходит и как защитить от этого детей?

Как гаджеты влияют на детский мозг и творчество?

Одна из главных задач детского и подросткового возраста — развитие творческого мышления. Ребенок должен научиться преобразовывать исходный материал в новую форму, мыслить креативно, рассуждать, анализировать и интегрировать уже имеющиеся знания в процесс создания чего-то нового. Любое творчество стимулирует эту изобретательность, креативность, обучает детский мозг поиску новых нестандартных вариантов действия. Так развивается неординарная и многогранная личность.

Гаджеты, наоборот, предлагают ограниченный набор действий и потому тормозят развитие творческого интеллекта, креативности, умения мыслить нешаблонно. У детей, которые много времени проводят в планшетах и телефонах, формируется «клиповое мышление» — поверхностный способ мышления. Такие люди не развивают навык рефлексии, они не способны проводить глубокий анализ и углубляться в изучение какой-либо темы.

Важно! В детском возрасте нейронные связи, связанные с агрессией, еще очень пластичны. И крайне важно в это время прививать ребенку нравственные ценности, развивать в нем эмпатию, человеколюбие, навык саморефлексии. Если же родители не уделяют этому внимания, а, наоборот, разрешают ребенку играть в жестокие компьютерные игры, это негативно скажется на развитии личности.

Больше о негативном влиянии телефона на детское развитие можно прочитать здесь: Почему гаджеты вредны для детей и подростков?

Что такое дофаминовая зависимость от телефона?

Когда ребенок играет в компьютерные игры, смотрит ТикТок или листает «ленту», в его мозге происходит активная выработка дофамина. Это нейромедиатор, который отвечает за удовольствие, мотивацию и достижение целей. В норме он вырабатывается для решения творческих и учебных задач, помогает добиваться успехов и связан с определенными усилиями, которые ребенок должен приложить, чтобы получить результат. Со временем мозг привыкает получать «быстрый» дофамин через взаимодействие с гаджетами. Есть исследования, которые показывают: мозг становится более чувствительным к получению дофамина от определенного вида деятельности. То есть, чем больше ребенок «сидит» в соцсетях и онлайн-играх, тем более зависимым от этого становится.

Так формируется «дофаминовая зависимость». Это не только вредит детской психике, но и снижает истинную мотивацию ребенка. Он отказывается проявлять себя в учебе и спорте, перестает интересоваться творчеством и общаться со сверстниками.

В последние годы эта проблема стала настолько актуальной, что появилась новая тенденция в воспитании детей — «антидофаминовое родительство». Эта модель воспитания предполагает замену «простых» источников получения дофамина (гаджетов, сладостей, мультиков) на «здоровые»: учебные достижения, общение с друзьями, творчество.

Как защитить детей от компьютерной зависимости?

Я советую создавать дома среду, где гаджеты, игровые приставки и телевизор не будут находиться в свободном доступе у детей. А творческие материалы, настольные игры и книги, наоборот, всегда будут доступны.

Если ребенок уже познакомился с виртуальным миром или даже попал в зависимость от него, нужно строго нормировать экранное время. Правила должны быть простые и понятные. Например, запрещено пользоваться телефоном во время еды, во время общения с гостями, перед сном и т.д. Заранее обговорите, сколько и в какое время ребенку можно пользоваться гаджетом.

Также родителям важно ограничивать соцсети и контролировать контент, который ребенок получает в интернете. У детей еще нет понимания, что хорошо, а что плохо, и чаще всего информацию они потребляют без анализа и критической оценки. Это приводит к плохим последствиям. Регулярно разговаривайте с ребенком о его опыте в интернете. Интересуйтесь тем, что он смотрит, читает, с кем общается.

Очень важна родительская включенность в жизнь ребенка. Недостаточно просто убрать гаджеты, нужно предложить замену. Например, вместо компьютерных игр можно внедрять в детский досуг настольные игры. Я рекомендую записать ребенка в детский центр, где он сможет найти живое общение, раскрыть свои таланты, найти занятие по душе. Но если ребенок уже зависим от телефона, нужно быть готовым к тому, что сначала ему будет «скучно». От родителей здесь требуется твердость и спокойствие.

Полностью оградить от гаджетов подростка в современном мире не получится, но важно сформировать у него правильную мотивацию: использовать телефон для изучения нового языка, просмотра художественных фильмов, прослушивания музыки.

Важно! Не стоит включать гаджеты в систему мотивации. Например, обещать дать телефон, если ребенок хорошо напишет контрольную. Это только усугубляет ситуацию и мешает развитию естественной внутренней мотивации у ребенка.

Некоторые родители говорят, что чувствуют себя виноватыми, когда лишают детей их привычных удовольствий в виде гаджетов и мультиков. Но истинная забота о ребенке заключается не в том, чтобы дать ему бесконтрольный доступ к телефону, а в том, чтобы сформировать у него правильные привычки и научить получать удовольствие от собственного развития, общения и творчества. Это залог его гармоничного взросления и счастливой жизни.

Автор: Диана Тевосова

7 навыков детей с высоким уровнем развития
Экспертная статья от Дианы Тевосовой. 7 навыков детей с высоким уровнем развития
3 важных направления в детском развитии, о которых мало говорят
Экспертная статья от Дианы Тевосовой. 3 важных направления в детском развитии, о которых мало говорят

Наши дисциплины

Детская театральная студия
Детская театральная студия
Вокал
Вокал
Хореография для детей
Хореография для детей
Актерское мастерство
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическая речь
История России для детей
История России для детей
Искусствоведение для детей
Искусствоведение для детей
Развивающие занятия с психологом
Развивающие занятия с психологом
Подготовка к школе
Подготовка к школе
Раннее развитие
Раннее развитие
Английский язык
Английский язык
Логопед
Логопед
Воскресная школа
Воскресная школа
Катехизис для взрослых
Катехизис для взрослых
Психолог
Психолог
Бизнес-школа
Бизнес-школа
Комплексное развитие
Комплексное развитие
ТРИЗ
ТРИЗ
Академия юмора
Академия юмора
Рисование
Рисование

Другие статьи

Почему вреден избыток игрушек у детей?
Почему вреден избыток игрушек у детей?
Подробнее
Как короткие видео влияют на мозг?
Как короткие видео влияют на мозг?
Подробнее
5 творческих упражнений для развития детского мозга
5 творческих упражнений для развития детского мозга
Подробнее
5 неочевидных преимуществ творческих занятий для детей
5 неочевидных преимуществ творческих занятий для детей
Подробнее
7 вопросов, которые важно задать ребенку во время чтения
7 вопросов, которые важно задать ребенку во время чтения
Подробнее
Наверх