- Как гаджеты влияют на детский мозг и творчество?
- Что такое дофаминовая зависимость от телефона?
- Как защитить детей от компьютерной зависимости?
Ученые давно заметили: дети, которые регулярно смотрят телевизор или проводят время в гаджетах, часто страдают от нарушения концентрации внимания и поведенческих проблем. Гаджеты мешают естественному развитию ребенка и формируют зависимость. Как это происходит и как защитить от этого детей?
Как гаджеты влияют на детский мозг и творчество?
Одна из главных задач детского и подросткового возраста — развитие творческого мышления. Ребенок должен научиться преобразовывать исходный материал в новую форму, мыслить креативно, рассуждать, анализировать и интегрировать уже имеющиеся знания в процесс создания чего-то нового. Любое творчество стимулирует эту изобретательность, креативность, обучает детский мозг поиску новых нестандартных вариантов действия. Так развивается неординарная и многогранная личность.
Гаджеты, наоборот, предлагают ограниченный набор действий и потому тормозят развитие творческого интеллекта, креативности, умения мыслить нешаблонно. У детей, которые много времени проводят в планшетах и телефонах, формируется «клиповое мышление» — поверхностный способ мышления. Такие люди не развивают навык рефлексии, они не способны проводить глубокий анализ и углубляться в изучение какой-либо темы.
Важно! В детском возрасте нейронные связи, связанные с агрессией, еще очень пластичны. И крайне важно в это время прививать ребенку нравственные ценности, развивать в нем эмпатию, человеколюбие, навык саморефлексии. Если же родители не уделяют этому внимания, а, наоборот, разрешают ребенку играть в жестокие компьютерные игры, это негативно скажется на развитии личности.
Больше о негативном влиянии телефона на детское развитие можно прочитать здесь: Почему гаджеты вредны для детей и подростков?
Что такое дофаминовая зависимость от телефона?
Когда ребенок играет в компьютерные игры, смотрит ТикТок или листает «ленту», в его мозге происходит активная выработка дофамина. Это нейромедиатор, который отвечает за удовольствие, мотивацию и достижение целей. В норме он вырабатывается для решения творческих и учебных задач, помогает добиваться успехов и связан с определенными усилиями, которые ребенок должен приложить, чтобы получить результат. Со временем мозг привыкает получать «быстрый» дофамин через взаимодействие с гаджетами. Есть исследования, которые показывают: мозг становится более чувствительным к получению дофамина от определенного вида деятельности. То есть, чем больше ребенок «сидит» в соцсетях и онлайн-играх, тем более зависимым от этого становится.
Так формируется «дофаминовая зависимость». Это не только вредит детской психике, но и снижает истинную мотивацию ребенка. Он отказывается проявлять себя в учебе и спорте, перестает интересоваться творчеством и общаться со сверстниками.
В последние годы эта проблема стала настолько актуальной, что появилась новая тенденция в воспитании детей — «антидофаминовое родительство». Эта модель воспитания предполагает замену «простых» источников получения дофамина (гаджетов, сладостей, мультиков) на «здоровые»: учебные достижения, общение с друзьями, творчество.
Как защитить детей от компьютерной зависимости?
Я советую создавать дома среду, где гаджеты, игровые приставки и телевизор не будут находиться в свободном доступе у детей. А творческие материалы, настольные игры и книги, наоборот, всегда будут доступны.
Если ребенок уже познакомился с виртуальным миром или даже попал в зависимость от него, нужно строго нормировать экранное время. Правила должны быть простые и понятные. Например, запрещено пользоваться телефоном во время еды, во время общения с гостями, перед сном и т.д. Заранее обговорите, сколько и в какое время ребенку можно пользоваться гаджетом.
Также родителям важно ограничивать соцсети и контролировать контент, который ребенок получает в интернете. У детей еще нет понимания, что хорошо, а что плохо, и чаще всего информацию они потребляют без анализа и критической оценки. Это приводит к плохим последствиям. Регулярно разговаривайте с ребенком о его опыте в интернете. Интересуйтесь тем, что он смотрит, читает, с кем общается.
Очень важна родительская включенность в жизнь ребенка. Недостаточно просто убрать гаджеты, нужно предложить замену. Например, вместо компьютерных игр можно внедрять в детский досуг настольные игры. Я рекомендую записать ребенка в детский центр, где он сможет найти живое общение, раскрыть свои таланты, найти занятие по душе. Но если ребенок уже зависим от телефона, нужно быть готовым к тому, что сначала ему будет «скучно». От родителей здесь требуется твердость и спокойствие.
Полностью оградить от гаджетов подростка в современном мире не получится, но важно сформировать у него правильную мотивацию: использовать телефон для изучения нового языка, просмотра художественных фильмов, прослушивания музыки.
Важно! Не стоит включать гаджеты в систему мотивации. Например, обещать дать телефон, если ребенок хорошо напишет контрольную. Это только усугубляет ситуацию и мешает развитию естественной внутренней мотивации у ребенка.
Некоторые родители говорят, что чувствуют себя виноватыми, когда лишают детей их привычных удовольствий в виде гаджетов и мультиков. Но истинная забота о ребенке заключается не в том, чтобы дать ему бесконтрольный доступ к телефону, а в том, чтобы сформировать у него правильные привычки и научить получать удовольствие от собственного развития, общения и творчества. Это залог его гармоничного взросления и счастливой жизни.
Автор: Диана Тевосова