Часто, когда ребенок идет в школу, родители забирают его с творческих кружков и оставляют только интеллектуальное и физическое развитие. Но для меня вопрос о таком выборе для своих детей никогда не стоял, ведь для гармоничного взросления творчество необходимо в той же мере, что и интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие.
О пользе творчества
Исследования советских ученых показали, что детское развитие активнее всего происходит через созидательную деятельность. А современные ученые связывают занятия творчеством с развитым навыком самоконтроля и высокой самооценкой у подростков.
Рисование, актерское мастерство, хореография помогают детям проявлять инициативность и самостоятельность, развивают фантазию, эстетический интеллект и креативность. А еще процесс созидания улучшает концентрацию и усидчивость.
Нестандартное мышление особенно активно развивается во время обучения ТРИЗ. На групповых занятиях, например, в театральной студии, дети учатся работать в команде, коммуницировать, договариваться. А лепка из глины, бисероплетение и живопись улучшают мелкую моторику, формируют нейронные связи, развивают мозг.
В творчестве ребенок учится рефлексировать, развивает эмпатию. Благодаря этим навыкам, он начинает лучше понимать себя и других, расширяет свой кругозор.
Кроме того, детям очень нравится заниматься творчеством, которое дает возможность переключиться с активной деятельности на расслабление. Это рисование, работа с пластичными материалами, танцы. Ребенок замедляется и переключается с учебы на отдых.
«Нетворческих» детей не бывает
У всех детей есть предрасположенность и потребность в творчестве. И хорошо, если родитель сумеет распознать это творческое начало в раннем возрасте. Для этого необходимо приобщать детей к этому с детства, наблюдать за их интересами и предрасположенностями. Настоящая удача, если родителям удастся найти хороших педагогов, которые увидят в ребенке его таланты и сумеют раскрыть его личность.
Но, конечно, если ребенок рисует, он не обязательно станет художником. А воспитанники актерской студии далеко не всегда связывают свою жизнь с театром. Для большинства детей творчество — это процесс самопознания и саморазвития, а не будущая профессия.
Однако когда ребенок занимается творческой деятельностью, он начинает нестандартно подходить к решению задач, мыслить креативно. А это ценный навык, который необходим во всех сферах деятельности и в личной жизни. Творческое образование дает детям крепкую базу, на которой можно строить дальнейшую жизнь и успешно развиваться в любой профессиональной сфере.
Как совмещать учебу и творчество?
Грамотно распоряжаться временем помогут простые техники тайм-менеджмента, а также навык самодисциплины, который нужно развивать с детства. Важно, чтобы у ребенка было четкое расписание, и он понимал, какие занятия у него будут, а когда будет время на отдых и свободную деятельность. Пока он маленький, такое расписание составляет родитель.
Важно планировать мероприятия так, чтобы нагрузка распределялась равномерно. Смена деятельности важна для детской психики. Так, в один день лучше совместить и творческие, и интеллектуальные или спортивные занятия.
Совет! Если расписание оказывается слишком перегруженным, детям особенно полезны арт-терапия, рисование, лепка. Спокойные занятия оказывают расслабляющее воздействие, помогают переключить внимание.
А еще важно помнить, что творчество — это не только кружки. Оно может появляться в жизни ребенка в виде хобби или свободной деятельности. Родители тоже могут принять участие в творческой жизни своих детей: вместе сходить в музей, порисовать, сделать коллаж. Идеи можно найти здесь: 8 необычных творческих дел, которыми можно заняться с детьми дома.
Интересный способ внедрить креативные занятия — соединить их с учебой. Например, если по школьной программе дети проходят Средние века, можно предложить нарисовать картину в стиле средневековых живописцев, послушать музыку того периода или сочинить рассказ. Такие эксперименты выводят процесс обучения на новый уровень и помогают лучше закрепить материал.
Ребенок, который занимается и музыкой, и спортом, и творчеством, который умеет выстроить свое расписание и правильно распорядиться временем, получает гармоничное всестороннее развитие. У него формируется широкий кругозор и четкое понимание себя, развиваются гибкие навыки и навыки коммуникации. И в жизни у него всегда будет больше возможностей, чем у его сверстников.
Автор: Диана Тевосова