Все чаще можно увидеть такую картину: ребенок что-то рассказывает маме, но она его не слышит, так как полностью погружена в телефон. Это большая опасность современного мира: родители вроде бы все время рядом физически, но эмоционально почти не присутствуют в детской жизни. Для этого явления даже есть особое название — «цифровое материнство». И это одна из больших проблем современного общества.
Количество не равно качество
Сейчас родители гораздо дольше остаются с детьми. Часто ребенка не отдают в детский сад, так как мама все равно дома. И, кажется, что это благодатная почва для формирования крепких доверительных отношений. Но наличие гаджетов делает общение детей и родителей поверхностным, пустым. Родитель не реагирует на ребенка, не общается с ним, не показывает искреннего интереса к нему. Все внимание поглощает экран.
Хуже всего, что взрослые часто не замечают эту проблему. Большинство считает, что физического присутствия достаточно. Но количество не равноценно качеству.
Что происходит с ребенком?
Для гармоничного развития ребенок должен активно познавать мир, а родитель — бережно сопровождать его в этом, отвечать на вопросы, объяснять то, что непонятно. Есть множество исследований, которые подтверждают, что детям с самого рождения необходимо слышать эмоциональную речь, видеть прямой взгляд в глаза и живую мимику. Это залог гармоничного эмоционального и речевого развития.
Если же взгляд родителя направлен в экран смартфона, ребенок получает гораздо меньше эмоциональных откликов. Постоянная недоступность родителя формирует ненадежный стиль привязанности. Ребенок, с которым родители не общаются, растет, лишенный опоры, поддержки, уверенности в себе. Он позже начинает говорить, у него хуже формируются нейронные связи. Он живет с ощущением своей ненужности, с мыслью, что телефон для родителя важнее, чем он.
Важно! Есть данные, что если во время развивающих занятий с ребенком родитель отвлекается на телефон, это сказывается на концентрации и обучении самого ребенка. Он гораздо хуже усваивает информацию.
Кто заменит родителя?
Важно помнить, что дети копируют поведение взрослых. Регулярная демонстрация бесконтрольного пользования гаджетами подает ребенку сигнал: «так делают взрослые, значит, так должно быть». Это повышает вероятность раннего и беспорядочного использования интернета и усугубляет семейные проблемы. Довольно часто интернет-зависимые взрослые сами дают ребенку гаджет, чтобы развлечь его. Тогда зависимость ребенка формируется еще быстрее.
Однажды мне попалось исследование бостонских ученых, в ходе которого они наблюдали за семьями с детьми в общественных заведениях. По их наблюдениям, большая часть взрослых была увлечена телефонами и не обращала внимания на детей. Когда дети пытались капризами привлечь внимание, родители быстро раздражались.
Пока ребенок маленький, он ищет общения с родителем. Он будет стараться добиться его внимания всеми способами: вопросами, капризами, плачем. Но погруженный в смартфон человек не способен к качественной рефлексии, эмпатии, отреагированию и контролю своих эмоциональных состояний. Он испытывает раздражение, отмахивается, ругается, не понимая, что ребенок ни в чем не виноват, что капризность вызвана дефицитом общения и внимания, которые крайне необходимы маленьким детям.
Но придет время, когда ребенок перестанет искать внимания родителя, и тогда возможность построить доверительные отношения будет упущена. Ребенок перестанет открываться. Став подростком, он начнет выражать свое мнение через протест. Если раньше родитель не выстроил с ним хорошие отношения, подростковый возраст может протекать особенно трудно.
Будьте рядом с детьми
Конечно, у каждого взрослого есть определенные обязательства, работа, важные звонки, вопросы, которые нужно решить незамедлительно. Это нормально и естественно, что он занимается своей работой и реализацией, имеет свои увлечения и интересы.
Но выделять время на качественное общение с ребенком по остаточному принципу нельзя. Нужно ежедневно проводить время с ребенком. Пусть это будет всего полчаса, но полноценные, качественные.
Ставьте телефон на беззвучный режим по вечерам и проводите это время с детьми: играйте, читайте, посещайте интересные мероприятия. Интересуйтесь детской жизнью, говорите на темы, интересные для ребенка, отвечайте на вопросы. Пусть обеденный стол, где семья собирается на совместный ужин, будет пространством, свободным от гаджетов.
Детям не нужно все наше время, но им крайне важно, чтобы мы видели, слышали, понимали их, интересовались ими и были для них поддержкой. И каждому родителю придется сделать выбор, куда отдавать свое время и внимание: гаджету и «ленте» или собственному ребенку.
Автор: Диана Тевосова

























