Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
Как научить детей расставлять приоритеты?

Как научить детей расставлять приоритеты?

Родителям стоит учить детей самоконтролю с раннего возраста. Когда ребенок обладает самодисциплиной, он способен сам эффективно распоряжаться временем, контролировать его и правильно расставлять приоритеты в делах. Навык самоконтроля формируется в течение всей жизни. Поэтому родитель должен постоянно мягко направлять, напоминать, если ребенок что-то забыл и аккуратно помогать, когда ему сложно понять решение.

Определите зону ответственности

Четко проговорите с детьми их обязанности и определите, какие сферы жизни они будут контролировать сами. Например, уже в начальной школе ученики могут самостоятельно собирать портфель, заполнять дневник и делать домашнее задание. Но им важно понимать свою ответственность за это. Поэтому взрослый должен обсудить возможные последствия. Например, если не сделать уроки сразу, придется сидеть допоздна; если не подготовиться к контрольной, можно получить двойку, которую потом придется исправлять во внеучебное время.

Но передавая ответственность за какое-либо дело, родителю следует давать детям больше свободы, не стараться контролировать каждое действие. Постоянные уточнения «ты уроки сделал?», «ты все собрал?» — это не про передачу ответственности. Особенно в тех случаях, когда ребенок справляется сам.

С подростками психолог Юлия Гиппенрейтер рекомендует применять «метод подстройки», когда родитель не оспаривает решение, но обсуждает его, оговаривает этапы реализации, договаривается, чтобы они не противоречили общим семейным ценностям. Таким образом, подросток чувствует себя более самостоятельным и накапливает опыт собственных решений, выборов, иногда ошибок.

Научите ранжированию

Необходимо учить детей составлять списки дел на день и ранжировать задачи в зависимости от приоритетности. Например, можно выделить три группы: самые важные дела (выполнение уроков, посещение репетиций, тренировок), обязательные (уборка в комнате), необязательные (просмотр фильма).

Подросткам можно предложить воспользоваться матрицей Эйзенхауэра. Она предполагает деление всех задач на важные и срочные, важные и несрочные, неважные и срочные, неважные и несрочные.

Формируйте среду

Для личностного развития необходимо общение. В школе не всегда удается сформировать коллектив осознанных организованных детей, поэтому задача родителей создать такую среду самостоятельно. В этом случае помогут детские центры, кружки. В компании воспитанных самостоятельных детей с лидерскими качествами ребенок будет стараться «тянуться» за ними.

Домашняя среда тоже важна. Когда в семье есть правила, ценности, установлена приоритетность какой-то деятельности или поведения, дети это быстро усваивают. Родителю не потребуется даже прилагать много усилий, ведь приоритетность выстраивается автоматически. Ребенок просто смотрит на близких и впитывает семейные ценности, перенимает родительские модели поведения.

Сначала дело — потом отдых

В современном мире детей окружают так называемые «источники легкого дофамина» — компьютерные игры, социальные сети, короткие ролики в интернете. Это позволяет получить быстрый всплеск гормона удовольствия дофамина, не прикладывая никаких усилий. Однако со временем возникает зависимость от таких источников, ребенок перестает стремиться к достижению целей, теряет интерес к учебе. Поэтому важно не допускать, чтобы он подсел на такие «дофаминовые крючки», ведь иначе именно они будут оказываться в приоритете. С детства дети должны понимать, что первостепенным является обучение, развитие, творчество, живое общение с людьми.

«Что для тебя важно?»

А еще я советую с детства учить детей рефлексии, развивать осознанность, учить понимать свои желания, мечты, склонности. Нужно спрашивать детское мнение, интересоваться: что важно и интересно тебе самому? Детям, с которыми родители много разговаривают, обсуждают будущее, проговаривают цели и пути развития, легче делать выбор в жизненных ситуациях и расставлять приоритеты.

Формируя осознанность и умение распоряжаться собственным временем, родитель создает крепкую базу для достижения успеха в будущем. При этом взрослые должны давать детям опору: ребенок должен знать, что родитель сможет помочь ему, дать хороший совет или просто поддержать в непростом выборе.

Автор: Диана Тевосова

Добро маленьким не бывает
Экспертная статья от Дианы Тевосовой. Добро маленьким не бывает
«Слабое и сильное» лидерство: как быть по-настоящему авторитетным для детей?
Каким должен быть взрослый, чтобы ребенок его слушался и уважал? Какие качества и какое поведение он должен проявлять в семье? И чем отличается слабое лидерство от истинной авторитетности?

Наши дисциплины

Детская театральная студия
Детская театральная студия
Вокал
Вокал
Хореография для детей
Хореография для детей
Актерское мастерство
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическая речь
История России для детей
История России для детей
Искусствоведение для детей
Искусствоведение для детей
Развивающие занятия с психологом
Развивающие занятия с психологом
Подготовка к школе
Подготовка к школе
Раннее развитие
Раннее развитие
Английский язык
Английский язык
Логопед
Логопед
Воскресная школа
Воскресная школа
Катехизис для взрослых
Катехизис для взрослых
Психолог
Психолог
Бизнес-школа
Бизнес-школа
Комплексное развитие
Комплексное развитие
ТРИЗ
ТРИЗ
Академия юмора
Академия юмора
Рисование
Рисование

Другие статьи

Почему подростки перестают слушать родителей?
Почему подростки перестают слушать родителей?
Подробнее
Как помочь ребенку выбрать любимое дело?
Как помочь ребенку выбрать любимое дело?
Подробнее
«Цифровое материнство»: чем опасно воспитание с телефоном в руках?
«Цифровое материнство»: чем опасно воспитание с телефоном в руках?
Подробнее
Как понять, в чем талантлив ребенок?
Как понять, в чем талантлив ребенок?
Подробнее
Какое будущее ожидает наших детей?
Какое будущее ожидает наших детей?
Подробнее
Наверх