5 негативных последствий гаджетов для детей

5 негативных последствий гаджетов для детей

Когда родители приводят детей с проблемой низкой мотивации, повышенной возбудимостью и нежеланием чем-то интересоваться в этом мире, я спрашиваю: сколько времени ребенок проводит в гаджетах? И почти всегда оказывается, что довольно много и чаще всего бесконтрольно. Это приводит к тому, что виртуальная реальность буквально заменяет ребенку настоящую жизнь. Но такая подмена очень опасна и в будущем может привести к печальным последствиям.

Увеличивается детская агрессия

По наблюдениям социологов, в последние годы уровень детской и подростковой агрессии сильно вырос. Одной из причин этого ученые называют компьютерные игры, которые формируют у детей модели безнравственного, агрессивного, жестокого поведения. Из-за неустойчивого психоэмоционального состояния и неумения анализировать дети и подростки часто переносят виртуальную агрессию в реальный мир. Чем больше времени ребенок посвящает онлайн-играм, тем более размытой становится грань между игрой и жизнью.

В 2007 году среди школьников было проведено исследование, которое выяснило: риск формирования повышенной агрессии у тех, кто играет в жестокие компьютерные игры на 73% выше, чем у поклонников спокойных игр, и более чем на 200% выше, чем у детей, которые не пользуются компьютером. По наблюдениям ученых, большему риску подвержены дети с изначально менее стабильной психикой.

Ученые заметили, что негативные изменения не происходят в один момент и не всегда имеют крайние формы проявления. Просто постепенно такие дети становятся грубее, у них чаще появляются негативные эмоциональные состояния и мысли, присутствует раздражение и неосознаваемая «пассивная» агрессия — например, унижения и насмешки в адрес сверстников, они закрываются от мира и перестают ему доверять. В детской душе не происходит формирования таких важных качеств, как эмпатия, человеколюбие, милосердие. Взрослея, такие люди переносят свой стиль мышления на межличностные отношения, в собственную семью и в воспитание детей.

Снижается интеллект

В ходе исследования ученые выяснили, что даже простое нахождение телефона в поле зрения значительно снижает когнитивные способности. Ребенок начинает больше отвлекаться, нарушается концентрация внимания, он меньше запоминает. Это происходит, потому что за единицу времени мозг может обработать лишь определенное количество информации. В условиях многозадачности (параллельное обучение и пользование смартфоном) ребенок тратит умственные ресурсы впустую, быстрее устает и хуже понимает тему обучения.

А другое исследование 2018 года показало, что использование гаджетов в 2–3 года приводит к умственному отставанию малышей.

Снижается желание достигать и развиваться

Если смотреть на проблему с точки зрения физиологии, то гаджеты — будь то игры, общение в соцсетях или просмотр видео — являются источником «легкого» гормона удовольствия дофамина. Чтобы получить порцию дофамина в обычной жизни, ребенок должен добиваться успеха в учебе и в любимом деле, участвовать в школьных олимпиадах, соревнованиях, выступать на сцене, то есть трудиться и получать реальные достижения. В виртуальном мире для этого достаточно просто поиграть в компьютерную игру.

В результате у ребенка развивается дофаминовая зависимость от гаджетов, пропадает интерес к общению и мотивация к обучению, формируются неврозы.

Ухудшается зрение и осанка

В последнее время участились случаи ухудшения зрения у детей и подростков, и, по мнению офтальмологов, в этом тоже виноваты гаджеты. Неправильная яркость экрана, слишком близкое расположение телефона к лицу, использование гаджета по 6–8 часов в день — все это приводит к тому, что у детей диагностируют близорукость уже в 7–12 лет, хотя раньше это считалось возрастным заболеванием.

То же самое с осанкой. Когда человек смотрит в смартфон, позвоночник находится в неправильной позе и возрастает нагрузка на шейный отдел. Это приводит к сутулости, искривлению позвоночника и проблемам со здоровьем.

Дети перестают рассуждать

Исследование, проведенное канадскими учеными, выявило взаимосвязь между пользованием гаджетами и развитием лени у детей и взрослых. Все дело в том, что интернет позволяет очень быстро найти ответ на любой вопрос. Но ребенок не учится думать и рассуждать самостоятельно, не развивает важный навык поиска и обработки информации, например, из книг или из бесед с другими людьми. Он просто получает готовые ответы, которые могут содержать ложные и вредные мнения.

Что делать?

Прежде всего, необходимо оградить ребенка от компьютерных игр и ненормированного пребывания в интернете, отвлечь от гаджетов. А если зависимость от гаджетов уже есть, нужно обратиться к психологу. В «ИМЕНА Продакшн» есть специалист, который работает именно с интернет-зависимостью у детей и подростков.

Родителям важно уделять детям достаточно внимания, разговаривать с ними не только об учебе, но и транслировать в беседах собственные морально-нравственные ценности. Нужно учить детей думать, рассуждать, задавать им вопросы, требующие анализа ситуации.

Важно настраивать жизнь ребенка, а не идти на поводу у всего, что он хочет. В детском возрасте морально-нравственные нормы еще не сформированы, поэтому ребенку сложно противостоять некоторым соблазнам и отличать полезное занятие от бесполезного или вредного. Также дети подвержены влиянию окружения, поэтому родителям необходимо смотреть, с кем общается ребенок, какие ценности и интересы есть у его друзей.

Но бывает и так, что ребенок не просто увлекается играми, а имеет талант в IT-сфере, который необходимо развивать. В этом случае способности необходимо гармонично развивать: записать ребенка на кружок, сформировать учебную мотивацию, но в любом случае пресекать бездумное нахождение в интернет-среде.

Позволяя детям бесконтрольно пользоваться интернетом и играть в компьютерные игры, мы позволяем им деградировать. В результате им будет сложнее найти свое место в жизни, раскрыться творчески, интеллектуально и духовно.

30.01.2023

Другие статьи

Почему подростки перестают слушать родителей? Подробнее
Как помочь ребенку выбрать любимое дело? Подробнее
«Цифровое материнство»: чем опасно воспитание с телефоном в руках? Подробнее
Как понять, в чем талантлив ребенок? Подробнее
Какое будущее ожидает наших детей? Подробнее
Научить детей общаться — задача родителей Подробнее
Почему дети не хотят учиться? Подробнее
«ИМЕНА ПРОДАКШН» – МЫ ЭТО БУДУЩЕЕ Подробнее
Что такое «интенсивное материнство» и почему этот тренд опасен для современного общества? Подробнее
Добро маленьким не бывает Подробнее
Как научить детей расставлять приоритеты? Подробнее
«Слабое и сильное» лидерство: как быть по-настоящему авторитетным для детей? Подробнее
Цифровое слабоумие: новый диагноз, который ставят подрастающему поколению Подробнее
Воспитание у детей культуры поведения Подробнее
Как уберечь ребенка от дурного влияния? Подробнее

← Назад к списку новостей