Как научить ребенка иметь свое мнение

Как научить ребенка иметь свое мнение

Общаясь с детьми, я замечаю, что многим из них сложно высказывать свое мнение. И если в темах более-менее простых они еще могут сказать что-то свое, то в более глубоких беседах они теряются и замолкают. Однако умение размышлять, анализировать и составлять свое мнение по разным вопросам необходимо для каждого человека. Важно учить детей не бояться высказывать свою точку зрения и конструктивно отстаивать ее в споре. Это умение не только обеспечит опору в жизни, но и позволит ребенку не попасть под дурное влияние в будущем.

Почему у детей нет своего мнения?

Главная проблема современного мира, на мой взгляд, в том, что он дает детям готовые решения. Взять хотя бы тестирования, которых в современной системе образования становится все больше. Наличие заданных ответов не предполагает самостоятельных рассуждений ребенка, не развивает его аналитические способности.

Современные мультфильмы, книги и игры тоже часто построены на довольно примитивных сюжетах, без глубокого смысла. То есть у детей просто нет пищи для размышления. Исправить негативное влияние можно только в семье — через воспитание, беседы и адаптацию ребенка к жизни в социуме.

Будьте на равных

Прежде всего, важна родительская готовность видеть в ребенке личность. Также нужно создание родителями поводов для поиска собственных решений и наличие принимающих взрослых, с которыми можно не бояться осуждения. В семьях, где у ребенка с раннего детства спрашивают его мнение по разным, подходящим по возрасту вопросам, дети растут более раскрепощенными, думающими, активными.

Если же родители критикуют и осуждают то, что говорит ребенок, то делиться ему в конце концов не захочется. А еще может сформироваться недоверие самому себе, уверенность в своей неспособности рассуждать и обесценивание собственных идей и мыслей.

Однако речь не идет о реальных табу и запретах. Есть темы, где ребенок должен безоговорочно принять нормы и правила. Но даже здесь я советую отказаться от фразы «потому что я так сказала». Если вы что-то запрещаете, аргументируйте свой запрет.

Не давайте детям готовые решения

Пока ребенок мал, родители в большей степени рассказывают ему о мире. Но чем старше он становится, тем больше простора для самостоятельных умозаключений должно появляться. Не давайте быстрых ответов, особенно если уверены, что малыш сам может их найти.

  • Поощряйте ребенка сначала высказывать свое мнение. А как ты думаешь? А как бы ты поступил?
  • Обсуждайте с детьми книги, фильмы, реальные ситуации из жизни.
  • Просите аргументировать ответ.
  • Предлагайте пофантазировать. Каким ты станешь в будущем? Как изменится мир? Почему ты думаешь так, а не иначе? Зачем ты совершил именно этот поступок? Почему отреагировал на событие именно таким образом? Такие вопросы не только заставляют ребенка размышлять, но и обращают его внимание на него самого, дают понимание собственных ценностей и развивают эмоциональный интеллект.

Развивайте творческое начало

Ребенку крайне важно давать возможность для свободного творчества. Причем не только в дошкольном возрасте, но и в начальной школе, и в подростковый период. В творчестве ребенок учится принимать решения, искать креативные варианты, выходить за рамки стандартных решений. Прожитый в творчестве опыт усваивается человеком гораздо лучше, чем теория или чужие рассказы.

Кроме того, творческая деятельность повышает уверенность ребенка в своих силах. Творчество — это и есть выражение своего видения мира.

Формируйте критическое мышление

Умение смотреть на вещи с долей сомнения является полезным навыком, особенно в современном мире с его обилием фейковой информации. Детям критическое мышление необходимо, чтобы анализировать «за» и «против», учиться отделять плохое от хорошего, верное от неправильного.

Работайте с речью

Если у ребенка не поставлена речь, он плохо говорит и теряется на публике, ему будет крайне сложно отстоять свое мнение в беседе. Поэтому важно уделять детской речи достаточно внимания. Иногда хватает нескольких занятий ораторским мастерством, чтобы взрастить в ребенке уверенность в себе и обучить его практическим приемам эффективной беседы.

Это интересно! В интернете можно посмотреть советский научно-популярный фильм «Я и другие», иллюстрирующий эксперимент Валерии Мухиной. Детей посадили за стол и поставили перед ними тарелку каши. Каша была сладкая, но с одного края экспериментаторы нарочито ее пересолили. Детям предложили попробовать блюдо и сказать свое мнение. Все дети, попробовав вкусную кашу, сказали, что каша сладкая. Четвертому участнику досталась каша с соленого края. Он сморщился, но при этом все равно сказал, что каша сладкая. Такой эксперимент может стать своеобразным тестом на зависимость ребенка от мнения большинства.

03.09.2021

Другие статьи

Почему подростки перестают слушать родителей? Подробнее
Как помочь ребенку выбрать любимое дело? Подробнее
«Цифровое материнство»: чем опасно воспитание с телефоном в руках? Подробнее
Как понять, в чем талантлив ребенок? Подробнее
Какое будущее ожидает наших детей? Подробнее
Научить детей общаться — задача родителей Подробнее
Почему дети не хотят учиться? Подробнее
«ИМЕНА ПРОДАКШН» – МЫ ЭТО БУДУЩЕЕ Подробнее
Что такое «интенсивное материнство» и почему этот тренд опасен для современного общества? Подробнее
Добро маленьким не бывает Подробнее
Как научить детей расставлять приоритеты? Подробнее
«Слабое и сильное» лидерство: как быть по-настоящему авторитетным для детей? Подробнее
Цифровое слабоумие: новый диагноз, который ставят подрастающему поколению Подробнее
Воспитание у детей культуры поведения Подробнее
Как уберечь ребенка от дурного влияния? Подробнее

← Назад к списку новостей