Как развить критическое мышление у ребенка и помочь ему пережить информационное давление?

Как развить критическое мышление у ребенка и помочь ему пережить информационное давление?

Мы оказались в ситуации, когда в интернете (и не только) нашим детям приходится сталкиваться со множеством противоречивой, недостоверной, а часто и вовсе опасной информации. Поэтому сейчас особенно важно умение анализировать всю поступающую информацию, мыслить критически и задавать правильные вопросы. Наша родительская задача — научить их этому.

Что такое критическое мышление?

Я часто замечаю, что люди путают способность мыслить критически со скептицизмом. А ведь разница есть, и довольно большая.

Критическое мышление не только ставит под сомнение всю полученную информацию, но и запускает работу с ней. Ребенок учится анализировать данные, распределять их по категориям, отсеивать лишнее и, главное, формировать собственное независимое мнение по любому поводу.

Такого человека гораздо сложнее обмануть или ввести в заблуждение, им не получится манипулировать или навязать какое-то мнение под маской истины. В современном быстро меняющемся мире он всегда сможет адаптировать и найти свой путь.

Как развить критическое мышление в беседе?

Мне кажется, эффективнее всего развивать критическое мышление можно в разговорах с детьми. Можно обсуждать актуальные темы, новости, отдельные случаи, поведение ребенка и других людей в той или иной ситуации.

  • «Сократический диалог». В психотерапии есть термин «сократический диалог», когда один собеседник предоставляет другому возможность самостоятельно строить рассуждение и делать умозаключения. С помощью вопросов учитель или родитель могут незаметно подводить детей к выводам и фактам, которые они упустили из виду. При этом важно помогать ребенку делать более конкретные выводы и избегать абстрактных.
    Сократический диалог не предполагает готовых ответов и чужих истин, в нем не нужно соревноваться или пытаться подстроиться под популярное мнение. Зато этот способ учит ребенка самостоятельно рассуждать и искать свою истину.
  • Пять «Почему?» Это еще один способ не просто обсуждать новости, но и искать неочевидные причинно-следственные связи. На любой тезис, факт или новость задайте ребенку вопрос «почему?». На его ответ — еще одно «почему?» И так до пяти раз. Этот метод доказывает, что быстрые решения и «очевидные» факты далеко не всегда бывают правдивыми и безошибочными.
  • Метод «толстых» и «тонких» вопросов. «Тонкие» вопросы — кто, что, когда и т. д. — не требуют развернутого ответа и служат для сбора фактов. «Толстые» вопросы — Что, если? Почему? В чем различие? Они требуют анализа и размышлений и позволяют копнуть в тему глубже.

Совет! Важно учить детей проверять источник информации — насколько он надежен? Какие цели преследует автор сообщения? Достоверны ли аргументы?

Чему еще учить детей?

Чем более развит человек интеллектуально, духовно, эмоционально, тем легче ему «вставать над проблемой», изучать ее с разных точек зрения, отделять чужие эмоции и мнения от своих.

Поэтому развивайте эмоциональный интеллект детей. Я говорю это часто, и сейчас повторю еще раз. Ребенок, который осознает свои эмоции и причины их возникновения, который умеет управлять ими, а не идет у них на поводу, всегда будет более устойчивым к внешним воздействиям, чем эмоционально неразвитый малыш.

Мотивируйте детей говорить с вами, объясняйте им то, что им непонятно. Часто родители стремятся избегать «скользких тем», отмахиваясь фразами, вроде «ты еще маленький, не поймешь». Но в таком случае ребенок, скорее всего, попытается узнать ответ на свой вопрос в интернете или у друзей. Как ему объяснят, с какой стороны преподнесут информацию — неизвестно.

Совет! Любой выход за рамки привычных мыслительных моделей: занятия ТРИЗ, игра в шахматы и логические головоломки — полезны для формирования нестандартного мышления и умения мыслить критически.

А еще я советую учить детей распознавать манипуляции. Есть психологические схемы и приемы, которые используются в сети и которые нацелены на управление чужим мнением. Например, попытка взять на «слабо», навязывание негативных эмоций — страха, стыда, тревоги, обращение к мнению молодежных авторитетов, преподнесение ложной информации вместе с правдивой.

Развитое критическое мышление в этом случае поможет проанализировать слова и действия манипулятора, эмоциональный интеллект — отследить собственные реакции на эти слова и не поддаться на провокацию, а уверенность в себе — четко очертить границы.

Сейчас особенно важно личностное развитие детей, создание у них морально-нравственных опор, которые помогут им пережить это непростое время и не стать жертвой обмана.

15.03.2022

Другие статьи

Почему подростки перестают слушать родителей? Подробнее
Как помочь ребенку выбрать любимое дело? Подробнее
«Цифровое материнство»: чем опасно воспитание с телефоном в руках? Подробнее
Как понять, в чем талантлив ребенок? Подробнее
Какое будущее ожидает наших детей? Подробнее
Научить детей общаться — задача родителей Подробнее
Почему дети не хотят учиться? Подробнее
«ИМЕНА ПРОДАКШН» – МЫ ЭТО БУДУЩЕЕ Подробнее
Что такое «интенсивное материнство» и почему этот тренд опасен для современного общества? Подробнее
Добро маленьким не бывает Подробнее
Как научить детей расставлять приоритеты? Подробнее
«Слабое и сильное» лидерство: как быть по-настоящему авторитетным для детей? Подробнее
Цифровое слабоумие: новый диагноз, который ставят подрастающему поколению Подробнее
Воспитание у детей культуры поведения Подробнее
Как уберечь ребенка от дурного влияния? Подробнее

← Назад к списку новостей