Мы оказались в ситуации, когда в интернете (и не только) нашим детям приходится сталкиваться со множеством противоречивой, недостоверной, а часто и вовсе опасной информации. Поэтому сейчас особенно важно умение анализировать всю поступающую информацию, мыслить критически и задавать правильные вопросы. Наша родительская задача — научить их этому.
Я часто замечаю, что люди путают способность мыслить критически со скептицизмом. А ведь разница есть, и довольно большая.
Критическое мышление не только ставит под сомнение всю полученную информацию, но и запускает работу с ней. Ребенок учится анализировать данные, распределять их по категориям, отсеивать лишнее и, главное, формировать собственное независимое мнение по любому поводу.
Такого человека гораздо сложнее обмануть или ввести в заблуждение, им не получится манипулировать или навязать
Мне кажется, эффективнее всего развивать критическое мышление можно в разговорах с детьми. Можно обсуждать актуальные темы, новости, отдельные случаи, поведение ребенка и других людей в той или иной ситуации.
Совет! Важно учить детей проверять источник информации — насколько он надежен? Какие цели преследует автор сообщения? Достоверны ли аргументы?
Чем более развит человек интеллектуально, духовно, эмоционально, тем легче ему «вставать над проблемой», изучать ее с разных точек зрения, отделять чужие эмоции и мнения от своих.
Поэтому развивайте эмоциональный интеллект детей. Я говорю это часто, и сейчас повторю еще раз. Ребенок, который осознает свои эмоции и причины их возникновения, который умеет управлять ими, а не идет у них на поводу, всегда будет более устойчивым к внешним воздействиям, чем эмоционально неразвитый малыш.
Мотивируйте детей говорить с вами, объясняйте им то, что им непонятно. Часто родители стремятся избегать «скользких тем», отмахиваясь фразами, вроде «ты еще маленький, не поймешь». Но в таком случае ребенок, скорее всего, попытается узнать ответ на свой вопрос в интернете или у друзей. Как ему объяснят, с какой стороны преподнесут информацию — неизвестно.
Совет! Любой выход за рамки привычных мыслительных моделей: занятия ТРИЗ, игра в шахматы и логические головоломки — полезны для формирования нестандартного мышления и умения мыслить критически.
А еще я советую учить детей распознавать манипуляции. Есть психологические схемы и приемы, которые используются в сети и которые нацелены на управление чужим мнением. Например, попытка взять на «слабо», навязывание негативных эмоций — страха, стыда, тревоги, обращение к мнению молодежных авторитетов, преподнесение ложной информации вместе с правдивой.
Развитое критическое мышление в этом случае поможет проанализировать слова и действия манипулятора, эмоциональный интеллект — отследить собственные реакции на эти слова и не поддаться на провокацию, а уверенность в себе — четко очертить границы.
Сейчас особенно важно личностное развитие детей, создание у них