5 техник эффективной коммуникации, которые помогут вашему ребенку общаться

5 техник эффективной коммуникации, которые помогут вашему ребенку общаться

Коммуникативность — один из важнейших навыков, которые следует развить каждому человеку. Мы живем в социуме, работаем в коллективе и каждый день так или иначе взаимодействуем со многими людьми. И от того, насколько эффективно это взаимодействие, зависит наш профессиональный успех, личное благополучие и многое другое.

Техника «Чуткий слушатель»

Никому не нравится, когда его перебивают или отвлекаются в момент его рассказа. И наоборот, если вы проявите к собеседнику внимание, чуткость и заинтересованность, он откроется, пойдет на контакт. Поэтому важно учить детей правильному слушанию. Оно предполагает следующее:

  • Внимательно слушать, не перебивая человека и не влезая с неуместными комментариями.
  • Выражать заинтересованность и включенность в разговор вербально и невербально. Например, можно кивнуть головой, сказать нечто утвердительное («да», «я вас понимаю»), мимикой отразить эмоции.
  • Задавать вопросы. Этот пункт требует особого мастерства, так как с помощью вопросов можно не только помочь человеку более подробно раскрыть тему, но и увести его от темы.

Прием «Резюме»

Если в конце разговора или при логическом завершении одной его части резюмировать сказанное, обозначив основной смысл своими словами, собеседник почувствует, что он был услышан. Сделать это можно разными способами. Например, сказать фразу: «Я правильно понимаю, что ты…?" Также можно высказать свое согласие или озвучить мнение в деликатной и некритичной форме.

Этот прием требует от ребенка определенной внимательности, эмпатии, такта, а также умения выделять главное из разговора. Поэтому оттачивая его в общении с людьми, он неизбежно будет совершенствовать и другие важные навыки.

Игра «Угадай эмоцию»

Помочь ребенку быстрее развить навык эмпатии поможет простая игра. Прочитайте отрывок текста или сказку, где герой ощущает сильные эмоции. Спросите ребенка: что чувствует герой в момент повествования? Какие эмоции у него появились? Какова их причина? Порассуждайте, можно ли было снизить эмоциональный накал? Как?

Техника «На равных»

В коммуникации возможны три позиции восприятия себя и собеседника. В положении «сверху» человек может вести себя заносчиво, принижать собеседника на словах или невербально, перебивать, спорить. В разговоре из положения «снизу» человек, наоборот, со всем соглашается, льстит, извиняется. Обе модели неконструктивны, от них нужно избавляться.

Наилучший способ построить гармоничный диалог — быть на равных. Такое общение характеризуется равноправной позицией обоих участников. Формируется негласное соглашение: «мы оба имеем право на свое мнение, мы можем высказать его в деликатной форме, не задевая чувств друг друга».

Важно учить ребенка уважительно относиться к собеседнику, независимо от его возраста, социального статуса. Но и в нем развивать уверенность в себе, самоуважение. Также полезно учить детей строить диалог, опираясь на аргументы, искать компромисс, договариваться. Только из такого положения можно построить конструктивное общение.

Соблюдение принципа зон

Ученый и основатель науки о пространственном размещении во время коммуникации Эдвард Холл выделил четыре зоны, в которых могут находиться собеседники.

  • Интимная зона (до 0,5 м) — пространство, в которое человек пускает только очень близких людей. Нарушение этой границы может вызвать дискомфорт и даже конфликт.
  • Личная зона (от 0,5 м до 1,2 м) — расстояние, на котором общаются со знакомыми, коллегами, соседями.
  • Социальная зона (1,2 м до 3,6 м) — для общения с незнакомыми людьми.
  • Общественная зона (от 3,6 м) — для публичных выступлений.

Конечно, все эти данные весьма условны и зависят от менталитета страны, условий общения и личных факторов, но знать об их существовании полезно и детям, и взрослым.

Невербальная коммуникация

Помимо речи, мы ведем диалог с помощью жестов, мимики, положения тела и других невербальных элементов. Чаще всего это происходит неосознанно, поэтому невербалика может «выдавать» истинные чувства человека, даже если они отличаются от того, что он транслирует словами. Однако также невербальные проявления могут расположить к себе человека, подбодрить его на беседу.

Расскажите ребенку о невербальных проявлениях открытости и дружелюбия и о том, как использовать их в общении. Например, открытый прямой взгляд, улыбка, руки ладонями вверх, отсутствие зажимов (например, скрещенных ног), корпус, развернутый в сторону собеседника — все это свидетельствует о доброжелательности и открытости и располагает человека к беседе.

И конечно, важно прививать детям искреннюю заинтересованность в другом человеке. Ведь лицемерие, притворство и скуку собеседник рано или поздно заметит, и добрые отношения будут утрачены.

Читайте также:

5 игр для социализации дошкольников

Что мешает нам общаться?

Как научить ребенка общаться со сверстниками?

03.10.2022

Другие статьи

7 исследований о влиянии классической музыки на детское развитие Подробнее
5 ошибок, которые современные родители совершают в воспитании Подробнее
Как уберечь и развить природную активность ребенка? Подробнее
Какие занятия развивают детский мозг? Подробнее
Зачем нужен детский психолог? Подробнее
Как выбрать развивающие занятия для ребенка? Подробнее
Как понять, что у ребенка проблемы с одноклассниками? Подробнее
5 упражнений для развития критического мышления у детей Подробнее
Запомнить все: 6 эффективных способов улучшить память у детей Подробнее
Театральная студия — пространство для становления личности Подробнее
4 «мягкие» техники для общения с детьми Подробнее
5 исследований, которые помогут вашему ребенку учиться эффективнее Подробнее
Проблемы с социализацией у детей: почему они возникают и как их решить? Подробнее
Как научить ребенка понимать свои эмоции? Подробнее
4К — навыки будущего: что это такое и как развить их у детей? Подробнее

← Назад к списку новостей