Остановите на несколько секунд чтение и вспомните, когда вы в последний раз хвалили своих детей? За что? Какие слова вы произносили, отмечая их положительные поступки или новые свершения? Если вспомнить сразу трудно, представьте ситуацию: ребенок сделал
Практика показывает, что большинство фраз, которые мы говорим своим детям, не только не мотивирует их закреплять результат, но и снижает радость от собственного достижения. Как же правильно? Давайте разбираться вместе.
Прежде всего, важно понять, от каких слов лучше отказаться. Когда ребенок слышит слишком общие или безликие похвалы, у него может сложиться впечатление, что родители отмахиваются от него. Мы составили список таких
Прочитайте эти фразы. Какие ощущения они у вас вызывают? Вам было бы радостно, если бы ваше достижение отметили такими словами?
Все написанное выше — это личностная похвала. То есть нацеленная на внешние личные качества ребенка, призывающая сравнивать результат с другими.
Это интересно! Во многих странах Азии и Европы оценочные похвалы (типа «какой хороший ребенок») не используются.
Мы часто хвалим детей, не задумываясь. За то, что малыш сходил на горшок, съел весь суп или почистил зубы. На первых порах, когда кроха только осваивает новые навыки, такие похвалы имеют смысл. Однако когда ребенок взрослеет, такие похвалы обесценивают не только его достижения, но и похвалу в целом.
Как лучше сделать?
Определите, что для вас является нормой, а что — исключительное событие, достойное внимания. Отмечайте те действия ребенка, которые этого заслуживают, — победы над страхами, преодоление реальных трудностей, проявление высоконравственных качеств
И еще один важный нюанс: родители часто хвалят детей за то, что у них и так получается хорошо, но не поддерживают в тех сферах, где эта поддержка необходима. Получается «тут густо, там пусто». Например, отличник постоянно получает от родителей бурное одобрение за хорошие оценки в школе, но при этом его попытки развивать свой художественный талант остаются незамеченными.
Не многие задумываются, что похвалы типа «хорошая работа» и «отлично» — это тоже оценочные суждения. Они неконструктивны, неинформативны и несут нашу личную оценку действиям ребенка. Психологи считают, что такие фразы формируют у детей зависимость от одобрения и снижают личную мотивацию делать то или иное дело качественно. Другими словами, желание услышать похвалу у таких детей выше, чем желание испытать радость от преодоления трудностей, самосовершенствования, победы.
Однако наша главная задача как родителей — взрастить у детей внутренний стержень, который будет помогать им двигаться по жизни. Все достижения они должны делать с опорой на себя, свои цели и мечты, а не из желания получить одобрение окружающих.
Но все же главное, что должно быть в похвале, — честность и искренность. Когда родитель действительно радуется успеху ребенка, когда это видно в его глазах и улыбке, не столь важно, какими словами он выразит свою радость. Будьте поддержкой своим детям. Хвалите и мотивируйте их на новые свершения!