Занятия, которые формируют нейронные связи у ребенка

Занятия, которые формируют нейронные связи у ребенка

Обычно межполушарные связи у детей формируются сами собой — в процессе игры, бытовых занятий, обучения и беседы. Чем больше самостоятельности, разнообразных занятий, новых впечатлений и поддержки взрослого есть у ребенка, тем быстрее идет этот процесс, и детская личность развивается гармонично. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Иногда по каким-то причинам нейронные связи могут формироваться хуже, и им нужно немного помочь.

Что такое «межполушарное развитие»?

Мозг состоит из двух полушарий: правое отвечает за творчество и креатив, левое — за анализ и логику. Для того, чтобы все функции развивались гармонично, оба полушария должны быть взаимосвязаны друг с другом нейронными связями.

Межполушарные связи отвечают за координацию движений, внимание, усвоение и анализ информации, эмоциональную устойчивость. Дети с развитыми межполушарными связями чаще всего не испытывают проблем в школе, им легко дается обучение письму, чтению, счету, у них нормально развивается эмоциональный интеллект и способность к рефлексии.

Если же баланс нарушен, ведущую роль на себя может взять более «сильное» полушарие, и тогда случится перекос в развитии. Последствия в этом случае бывают разные: сложности в обучении в школе, слишком эмоциональное реагирование, агрессия, нарушение когнитивных функций и т. д.

Совет! Понять, что есть нарушения в формировании нейронных связей, поможет специалист: детский психолог, логопед, нейропсихолог. Но простую диагностику можно провести и самостоятельно. Чаще всего проблема проявляется следующим образом: ребенок пишет буквы и цифры «зеркально», испытывает трудности с чтением и пересказом даже простых текстов, имеет вялый тонус мышц, рассеян, забывчив.

Пальчиковая нейрогимнастика

Смысл любых нейроупражнений для развития межполушарных связей — задействовать обе руки одновременно. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, связанные с мозгом, а необходимость координировать движения обеих рук увеличивает стимуляцию одновременно двух полушарий.

  • Кулак-ладонь-ребро. Родитель придумывает и показывает комбинацию из трех жестов: сжать руку в кулак, расправить ладонь, перевернуть ладонь ребром. Задача ребенка — как можно быстрее все запомнить и повторить.
  • Рука-нога. Ребенок встает ровно. Ему нужно прикоснуться левой рукой к правой ноге (нога при этом поднимается, а не сгибается корпус), потом к левой ноге правой рукой, потом то же самое, но сзади.
  • «Ленивая восьмерка». Ребенок садится ровно и рисует большим пальцем правой руки перед собой большую восьмерку, лежащую на боку, параллельно следя за движением пальца глазами (голова неподвижна). Далее то же самое следует повторить с левой рукой, а также со сцепленными в замок руками.
  • «Каракули». Ребенок встает и рисует в воздухе указательными пальцами обеих рук одновременно две одинаковые фигуры, буквы, цифры. Позже задание можно усложнить и предложить нарисовать две разные фигуры.
  • «Обводилки». Распечатайте два одинаковых пунктирных рисунка. Попросите малыша взять по карандашу в обе руки. А теперь пусть попробует обвести оба рисунка одновременно обеими руками. Важно не сделать все красиво и аккуратно с первого раза, а работать двумя руками одновременно.

Важный нюанс — выполнять такие упражнения нужно ежедневно, только так будет эффект. Их можно менять, комбинировать, чередовать. На занятие отводите не более 5–10 минут.

Развитие межполушарных связей через бытовые дела

Развитие нейронных связей у дошкольников и школьников обуславливается не только выполнением специальной гимнастики. Даже простые бытовые дела будут полезны для нейронного развития:

  • Самообслуживание. Завязать шнурки, застегнуть пуговицы, сложить одежду — все эти дела требуют слаженной работы обеих рук, поэтому полезны для мозга.
  • Помощь по дому. Просите ребенка помочь вам подмести пол, почистить овощи, нарезать салат, прополоть грядку на даче и выполнить другие действия, где необходима координация движений.
  • Творчество. Очень полезно для мелкой моторики рисование. Оно включает в работу оба полушария: пространственное и образное мышление (правое), аналитическое мышление (левое). Также полезна лепка из глины, пластилина, плетение из бисера, работа с ножницами (например, изготовление аппликаций), создание картин из крупы и природных материалов. Лучшего эффекта можно добиться, если соединять творческие модальности, например, рисовать под музыку.

Больше упражнений и советов по теме развития межполушарных связей читайте в наших публикациях:

Что такое нейрофитнес и зачем он нужен детям?
9 упражнений для развития детского мозга
Нейробика: упражнения для всестороннего развития детей

А также приходите в «Имена Продакшн» на занятия подготовки к школе!

11.07.2022

Другие статьи

7 исследований о влиянии классической музыки на детское развитие Подробнее
5 ошибок, которые современные родители совершают в воспитании Подробнее
Как уберечь и развить природную активность ребенка? Подробнее
Какие занятия развивают детский мозг? Подробнее
Зачем нужен детский психолог? Подробнее
Как выбрать развивающие занятия для ребенка? Подробнее
Как понять, что у ребенка проблемы с одноклассниками? Подробнее
5 упражнений для развития критического мышления у детей Подробнее
Запомнить все: 6 эффективных способов улучшить память у детей Подробнее
Театральная студия — пространство для становления личности Подробнее
4 «мягкие» техники для общения с детьми Подробнее
5 исследований, которые помогут вашему ребенку учиться эффективнее Подробнее
Проблемы с социализацией у детей: почему они возникают и как их решить? Подробнее
Как научить ребенка понимать свои эмоции? Подробнее
4К — навыки будущего: что это такое и как развить их у детей? Подробнее

← Назад к списку новостей