4 ошибки, которые мешают говорить убедительно (+ чек-лист для подготовки к выступлению)

4 ошибки, которые мешают говорить убедительно (+ чек-лист для подготовки к выступлению)

Выступление у доски, рассказ истории в новой компании, презентация проекта — как ваш ребенок реагирует на такие «вызовы» общества? Есть дети, которые свободно и легко чувствуют себя в коллективе и на сцене. Они умеют объяснить свою точку зрения. А когда они что-то рассказывают, окружающие слушают, затаив дыхание. Однако такими навыками обладают далеко не все. Что мешает школьникам говорить красиво и убедительно?

Многословие

В обществе есть распространенное заблуждение: «Чем больше говорит, тем больше знает». На самом деле, все как раз наоборот. Чаще всего многословность появляется из-за нехватки слов и знаний.

Другая причина — отсутствие структуры выступления. Очень сложно понять, что имеет в виду оратор, если он вываливает на слушателей сразу все свои мысли без «редактуры», перескакивает с темы на тему. Слушать такое выступление очень трудно, а нить повествования теряется очень быстро.

Совет! Предложите ребенку прописать основные тезисы выступления. Вот одна из схем, по которой можно построить выступление: описание проблемы, предложение решения, несколько аргументов в его пользу, заключение. Если же ребенок многословен из-за нехватки знаний по теме, предложите вместе разобраться с материалом получше.

«Сорные» слова

«Э-э», «типа», «как бы», «в общем», «короче» — слова-«паразиты» способны изуродовать любую речь и испортить впечатление от самого оратора. За ними теряется смысл сообщения. Поэтому так важно с детства приучать детей к чистой речи и избавляться от слов-«паразитов» в самом начале их появления.

Совет! Запишите детскую речь на диктофон и вместе прослушайте запись. Со стороны станет понятно, какие слова встречаются чаще других и портят речь. Выпишите такие слова и попросите ребенка обращать внимание на них во время выступления.

Однако не рекомендуется применять этот прием с неуверенными детьми. Сосредоточившись на поиске «сорных» слов, слишком стеснительные и робкие дети могут растеряться во время презентации.

Незнание своей аудитории

Представьте, что вам нужно рассказать о каком-нибудь природном явлении (например, о дожде) группе детей дошкольного возраста и группе метеорологов. Подойдет ли для обеих аудиторий одна и та же манера подачи материала? Конечно, нет. Дети не поймут сложных терминов, которые будут понятны метеорологам, а специалисты заскучают, если вы попытаетесь донести им материал в максимально простой форме.

Непонимание своей аудитории приводит к тому, что транслируемые мысли не доходят до слушателей. И вместо восторга и сопричастности можно натолкнуться на разочарование и протест.

Знаете ли вы, что люди понимают лишь около 60% информации, а усваивают и запоминают — всего около 20%?

Слишком много «воды»

Хорошее выступление должно содержать не только размышления докладчика, но и так называемую «фактуру». К ней относятся: статистические данные, исторические и биографические справки, результаты исследований, интересные факты, практические рекомендации и лайфхаки, шутки, вопросы для слушателей. Необязательно включать все сразу, но 2–3 пункта добавить необходимо.

Чек-лист для подготовки к выступлению для детей

  • Помогите ребенку составить план выступления, где тезисно укажите главные мысли. Следите за логикой повествования — мысли не должны противоречить друг другу.
  • Пропишите «портрет» аудитории. Кто эти люди? Что они любят? Какие их основные тревоги и «боли»? Какие слова они употребляют чаще всего? Чем подробнее будет описание, тем лучше. Подстройте выступление под этот образ.
  • Выпишите на лист слова, которые могут быть непонятны аудитории. Вместе с ребенком подумайте, чем их можно заменить.
  • Подумайте, какие вопросы могут возникнуть у слушателей. Поищите на них ответы. Важно, чтобы ребенок хорошо разбирался в теме.
  • Помогите ребенку подготовить «шпаргалку», к которой он сможет обращаться во время презентации, чтобы не потерять нить повествования.
  • Предложите ребенку порепетировать и проговорить речь несколько раз. Обратите внимание на «слабые» моменты: что кажется слишком скучным или непонятным?

Читайте также о 5 приемах ораторского мастерства от экспертов TED, которые вы можете применить уже сейчас.

Грамотная речь, умение строить выступление и понятно доносить информацию до слушателей — это целое искусство. Воспитанники «Имена Продакшн» учатся ему на курсах ораторского мастерства и сценической речи. Результат вы можете видеть сами на шоу «Взгляд снизу», а также в десятках других проектов и выступлений, в которых принимают участие наши воспитанники.

И ваш ребенок тоже так может! Приводите его к нам и вы убедитесь в этом сами!

04.10.2021

Другие статьи

Талантливое детство на сцене Подробнее
Как подготовить ребёнка к школе Подробнее
Буллинг в детском коллективе Подробнее
7 исследований о влиянии классической музыки на детское развитие Подробнее
5 ошибок, которые современные родители совершают в воспитании Подробнее
Как уберечь и развить природную активность ребенка? Подробнее
Какие занятия развивают детский мозг? Подробнее
Зачем нужен детский психолог? Подробнее
Как выбрать развивающие занятия для ребенка? Подробнее
Как понять, что у ребенка проблемы с одноклассниками? Подробнее
5 упражнений для развития критического мышления у детей Подробнее
Запомнить все: 6 эффективных способов улучшить память у детей Подробнее
Театральная студия — пространство для становления личности Подробнее
4 «мягкие» техники для общения с детьми Подробнее
5 исследований, которые помогут вашему ребенку учиться эффективнее Подробнее

← Назад к списку новостей