Мотивация важна не только для взрослых, но и для детей. Без нее добиться успеха в выбранном деле невозможно. Да и учиться будет неинтересно. И у родителей часто возникает вопрос: как правильно вдохновлять ребенка? Но все дети разные, и вдохновляют их разные вещи. В психологии выделяют пять типов личности с разной мотивацией: исследователь, испытатель, призер, активист, проектировщик.
Эти дети хотят узнать об окружающем мире как можно больше. Все неизвестное манит их. Их главная мотивация — внутреннее стремление понять, как устроен мир. Это те самые ученики, которые учатся ради новых знаний, а не ради оценок или похвалы.
А вот частые повторы и «закрепления» уже пройденного материала, наоборот, снижают увлеченность Исследователей. Они быстрее одноклассников схватывают информацию, и общий темп часто кажется им слишком медленным.
Таким детям особенно важно преподносить знания в системе. Почитайте про
Искатель смотрит на процесс обучения как на способ проверки себя. Его вдохновляют дерзкие задачи. Например, подготовиться к выступлению за два дня или написать реферат на тему, в которой никто в классе не разбирается.
Если в задаче очевидное решение, она имеет слишком «игровую» окраску и лишена необходимости проявить смекалку и «поломать ум», Испытателю будет скучно. Такому ребенку всегда необходим материал для развития и проверки себя.
Призер — это классический победитель творческих конкурсов, городских олимпиад и спортивных соревнований. Процесс для него не так важен и интересен, как результат. Его главная мотивация — возможность проявить и показать себя. А награды, призы и хорошие оценки являются дополнительным стимулом и доказательством его навыков и умений.
Если цель слишком большая, а путь к ней долгий, родители могут предложить раздробить ее на несколько микроцелей. Это необходимо, чтобы Призер не потерял интерес. Также можно акцентировать внимание ребенка на интересных моментах самого процесса.
Для Активистов важнее всего взаимодействие с другими людьми. Они хорошо работают в команде, а лучшим стимулом для них служит возможность принести пользу другому, продвинуть свою команду к победе. Им важно быть услышанными и признанными.
Если же в коллективе малыша не уважают и не слушают, а педагог не интересуется его мнением, желание учиться резко снижается. Таким детям трудно в разрозненном коллективе, где преобладают индивидуальные занятия и главенствует принцип «каждый за себя».
Проектировщикам важно практическое применение полученной информации. На уроках, где дают только теорию, они откровенно скучают. Для этих детей особенно важна цель в обучении, и родители могут помочь эту цель задать.
Проектировщики не любят уроки и занятия, где много теоретической информации или полученные знания нельзя проверить на практике. Если задание, данное учителем, слишком размыто и нечетко, это может взвыть у ребенка напряжение.
Разумеется, все эти типы разделяются весьма условно и редко присутствуют в «чистом виде». Бывает и так, что в разных областях ребенком движут неодинаковые побуждения и мотивации. Например, в хобби он стремится к практической реализации знаний, а в школе в нем просыпается Призер. Задача педагогов и родителей наблюдать за каждым ребенком в отдельности и искать индивидуальный подход.