Дети приходят в этот мир с естественным стремлением познавать и изучать его. Почти с рождения ребенок начинает активно знакомиться с окружающими предметами, проявляет любознательность, ему все интересно. Но нередко эта врожденная активность угасает с возрастом. Родители некоторых школьников жалуются, что их дети безынициативны, пассивны, ничего не хотят и ничем не интересуются. Почему так происходит и как этого избежать?
Родители нередко заглушают активность и инициативность у детей, когда стараются излишне контролировать их. Причем это может быть контроль в авторитарном воспитании, когда родитель не оставляет ребенку свободы для творчества и самостоятельных решений, так и в попустительском воспитании, когда взрослый стремится оградить ребенка от сложностей и все делает за него.
Оба варианта мешают детям проявляться самостоятельность и формируют пассивное мышление («Все равно от меня ничего не зависит / Все равно все сделают за меня»).
Как ни странно, но другая причина угасания детской активности совершенно противоположна. Иногда родители слишком рано оставляют ребенка наедине с трудным заданием, полагая, что он справится сам. Ребенок пробует, у него не получается. Он пробует еще раз и опять терпит неудачу без родительской помощи. Это снижает его веру в собственные силы, и он постепенно утрачивает мотивацию и стремление научиться чему-либо.
Чтобы этого не происходило, родителю важно видеть «зону ближайшего развития» ребенка. Это те дела и действия, которые ребенок пока не может совершать самостоятельно, но уже может делать с помощью взрослого. И родитель должен помогать ребенку в этом, проговаривая это устными фразами. А те дела, которые он способен выполнить самостоятельно по своему возрасту, он должен делать сам.
Важно понимать, то любое новое дело осваивается постепенно, шаг за шагом, поэтому нельзя торопить ребенка, стремясь сразу переложить на него всю задачу.
Совет! Выберите любое дело, которое у ребенка не получается, и предложите свою помощь. Помогайте столько, сколько потребуется, а в момент, когда у него начнет получаться самостоятельно, отметьте успехи и постепенно сокращайте свое участие.
Ребенок должен четко понимать, что можно, а что нельзя, и знать правила, установленные в семье. Но тут многие родители совершают большую ошибку: они сами не следуют своим же правилам.
Например, в семье запрещено смотреть телевизор во время обеда. И ребенок это знает, потому что мама объяснила это. Но однажды она все же включает ребенку мультики за обедом, чтобы он не отвлекал ее от разговора по телефону. Таким образом, ребенок думает, что запрет не был строгим и его можно нарушать. Но в следующий раз мама опять непреклонна, и это вносит путаницу в детское сознание, создает ощущение непостоянства, нестабильности.
В воспитании ребенка обязательно должны быть установлены границы — это залог гармоничного развития. Только осознавая рамки и понимая нормы, он сможет свободно действовать и творчески проявляться, не боясь сделать что-то не то.
Генеральный директор «ИМЕНА Продакшн» Диана Тевосова объяснила, как общаться с ребенком без криков и ссор, и рассказала про инструмент «четырех цветовых зон», который поможет правильно сформировать в семье систему запретов. Это полезно знать каждому родителю!
Исследования доказывают, что частое использование гаджетов для отдыха и развлечения влияет на мотивацию и инициативность детей. Дети, которые бесконтрольно пользуются телефоном, менее ориентированы на достижение успеха в реальной жизни. Со временем уровень природной активности, интереса к окружающему миру и желание развиваться у них значительно снижается.
Мы часто освещаем тему влияния гаджетов на развитие ребенка. Вы можете ознакомиться с материалами по этой теме:
5 негативных последствий гаджетов для детей
Как отвлечь ребенка от гаджета?