Считается, что пирамиду обучения (или «конус опыта») впервые представил педагог Эдгар Дейл в 1946 году (хотя есть похожая теория, датируемая 1906 годом). Дейл читал лекции в университете и в результате наблюдений за студентами сделал вывод, что один и тот же материал можно донести, используя разные способы подачи. Все способы он схематически представил в виде пирамиды от наиболее абстрактных к менее абстрактным. Новая теория получила название «пирамиды обучения» или «конуса Дейла». Считается, что она помогает повысить продуктивность учебы и увеличить количество запоминаемой информации.
Исследователи теории уверены: все получаемые знания запоминаются в большей или меньшей степени. Степень запоминания зависит от формы подачи информации и ее абстрактности. Наглядно это представляет пирамида Дейла, где верхушка — наиболее абстрактные способы получения знаний (чтение, графические материалы, видеолекции), а основание — наиболее конкретные и практически направленные (обсуждение, практические занятия). Исследователям модели удалось определить процент запоминания материала при разных способах его получения:
Важно! Представленные цифры являются приблизительными и не должны восприниматься как единственно верные. В интернете можно найти другие значения для конуса Дейла.
Модель Дейла подвергалась критике. Она не учитывает индивидуальных особенностей каждого ученика. Так, например, есть теория, которая предполагает, что люди делятся на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов по способу обработки информации. Таким образом, можно предположить, что аудиал запомнит больше во время слушания лекции, а не чтения
Кроме того, есть доказанные сведения о том, что гармоничное развитие должно сочетать в себе не только практику (которая, если следовать модели, лучше всего запоминается), но и теорию. Результаты школ, которые строят свое обучение в формате «опытного пути» и пренебрегают теорией, оставляют желать лучшего. Это дает основание утверждать: практика всегда должна основываться на крепкой теоретической базе.
Конус опыта можно адаптировать и эффективно использовать в работе над особенно сложными предметами, если учитывать важный момент. Необходимо пройтись по всем уровням пирамиды. Практика показывает, что в таком случае материал рассматривается с разных сторон и лучше прорабатывается. Вот несколько советов, как добавить этот инструмент в обучение вашего школьника:
Лучше всего конус Дейла зарекомендовал себя в работе с гуманитарными дисциплинами, но может использоваться и в точных науках. Однако здесь важно, чтобы верхушке пирамиды уделялось больше внимания, так как именно «абстрактная» теория является важной для понимания предмета.
Читайте также:
Слуховая память у ребенка: 5 простых упражнений для ее развития
9 упражнений для развития детского мозга
Пирамида Франклина: как научить ребенка ставить цели?