Как расставлять границы в отношениях с детьми?

Как расставлять границы в отношениях с детьми?

Вопрос границ очень важен в общении с детьми, но, к сожалению, часто упускается родителями из виду. Ребенок рождается без понимания границ. Он не знает, что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо, что опасно, что полезно. И задача родителей бережно и доброжелательно расставить такие рамки, в которых малыш сможет свободно и гармонично развиваться.

Зачем нужны границы?

Последнее время все чаще можно услышать от родителей, что они ничего не запрещают ребенку. По их словам, такая системы воспитания позволяет вырастить свободную личность. Но это не так.

В плане творчества и креатива излишний контроль действительно губит творческую спонтанность ребенка. Именно поэтому необходимо выделять детям время на свободную творческую и игровую деятельность. Однако ребенок с детства должен усвоить нормы поведения в обществе, нравственные, морально-этические нормы, правила общения в семье, с родителями, со старшим поколением. Здесь необходимо выстраивать четкие и ясные рамки.

Адекватные рамки в воспитании являются для маленького человека опорой и ключом к пониманию мира. Через них ребенок постепенно усваивает знания об окружающей действительности, вырабатывает разумную осторожность. Четко понимая, где проходят его и чужие границы, ребенок учится осознавать себя как личность, контролировать себя, уважать себя и других.

Ошибки в установлении границ с ребенком

  1. Родители ценят свободу ребенка, но не учат его ценить свои права и свободы.

    Например, мама может исполнять все капризы малыша, даже если это ущемляет ее интересы. Опасность такого подхода в том, что ребенок растет эгоистом, не учится уважать чужие интересы, прислушиваться к потребностям других.

  2. Продавливание границ в стороны ребенка.

    При таком стиле воспитания родители ставят интересы малыша ниже, чем интересы всех остальных людей. Они могут потребовать, чтобы ребенок отдал свою игрушку («не будь жадным») или поступился своими ценностями («неважно кто виноват, ты должен извиниться первым»).

  3. Устанавливая границы и озвучивая правила, взрослый оставляет возможность их нарушить.

    Например, сегодня рисовать на полу можно (у мамы хорошее настроение или ей просто некогда заниматься с ребенком), а завтра родитель вдруг срывается и кричит из-за этого. Такие нечеткие, расплывчатые правила сбивают ребенка с толку, нарушают ощущение безопасности.

Как видите, выстраивать границы — не самая простая родительская задача. Важно не перегнуть, не задавить детскую личность, но и не воспитывать малыша в атмосфере вседозволенности и попустительства.

Как установить разумные границы?

Объясняйте, а не запрещайте. Если вы говорите ребенку «нет», объясните — почему. Простой запрет может показаться малышу личным мнением родителя. Мол мама запрещает, потому что ей самой так хочется. Важно рассказывать, почему это нельзя, чем это может навредить.

Определите, а лучше пропишите все «можно» и «нельзя». Можно использовать метод трех карандашей: красный — категорическое «нет», желтый — «можно при определенных условиях», зеленый — «можно». Главное, чтобы родители сами не отступали от своих правил.

Учите ребенка ставить себя на место другого. Примерно с шести лет мозг и психика маленького человека развивается настолько, что он может представить себя на чужом месте. Это необходимо, чтобы малыш учился чувствовать, понимать чужие границы и не нарушать их.

Важно! Родители и сами должны соблюдать чужие границы. Если они постоянно ссорятся, кричат друг на друга или на других, ребенок будет копировать их поведение.

Границы должны быть по возрасту. Выстраивая рамки, руководствуйтесь правилом: чем старше ребенок, тем больше ему позволено, но и тем выше его ответственность и строже границы. Например, когда трехлетний ребенок отнимает чужую игрушку — это плохо, но это можно понять, так как у него еще не развит эмоциональный интеллект, нет самоконтроля. Наказывать его в этом случае — жестоко и негуманно. Но с ним важно разговаривать, объяснять ему, почему так поступать нельзя.

Не используйте обвиняющие фразы. Например, если ребенок разбросал вещи по комнате, вместо того, чтобы давать оценку («неряха», «вечно у тебя бардак»), констатируйте факт, скажите о своем отношении к этому факту и озвучьте конкретное действие. Например, «Когда в комнате грязно и валяются вещи, я расстраиваюсь и не могу ни на чем сосредоточиться. Пожалуйста, собирай свои игрушки после игры в этот ящик». В таком послании нет упрека и оценки, а значит, ребенку не придется защищаться и спорить. Со временем он привыкнет к этому правилу и будет выполнять его без напоминаний.

Граница — это не про не разделение и конфронтацию. Это важно помнить. Главная задача родителя — воспитание целостной личности, защита и забота о ребенке. И этой цели должно подчиняться установление границ.

28.03.2022

Другие статьи

7 исследований о влиянии классической музыки на детское развитие Подробнее
5 ошибок, которые современные родители совершают в воспитании Подробнее
Как уберечь и развить природную активность ребенка? Подробнее
Какие занятия развивают детский мозг? Подробнее
Зачем нужен детский психолог? Подробнее
Как выбрать развивающие занятия для ребенка? Подробнее
Как понять, что у ребенка проблемы с одноклассниками? Подробнее
5 упражнений для развития критического мышления у детей Подробнее
Запомнить все: 6 эффективных способов улучшить память у детей Подробнее
Театральная студия — пространство для становления личности Подробнее
4 «мягкие» техники для общения с детьми Подробнее
5 исследований, которые помогут вашему ребенку учиться эффективнее Подробнее
Проблемы с социализацией у детей: почему они возникают и как их решить? Подробнее
Как научить ребенка понимать свои эмоции? Подробнее
4К — навыки будущего: что это такое и как развить их у детей? Подробнее

← Назад к списку новостей