Как выбрать ребенку полезную игрушку?

Как выбрать ребенку полезную игрушку?

Сегодня в магазинах огромный выбор игрушек, но далеко не каждая из них принесет малышу пользу и будет способствовать его развитию. Как отличить полезную игрушку от вредной, расскажет психолог «Имена Продакшн».

На что обратить внимание при выборе?

Возраст ребенка. В каждом возрасте у детей свои потребности, которые важно учитывать. Например, малышам до года больше подойдут простые развивающие предметы: кубики разных цветов и размеров, пирамидки, мягкие вкладыши, простые музыкальные инструменты. В этом возрасте не нужно покупать излишне яркие игрушки с множеством деталей или плюшевых зверей. С трех лет игровой инвентарь нужно расширить: пусть кроха познакомится с простыми пазлами, сортерами, конструкторами, творческими принадлежностями (пальчиковые краски, пластилин). У дошкольников (начиная уже с 3–4 лет) необходимо стимулировать интерес к сюжетно-ролевым играм с помощью кукол, животных, «хозяйственных» игрушек. Такая игра необходима для гармоничного развития ребенка.

Интересы ребенка. Чтобы игра была в радость, важно идти за увлечениями ребенка. Родители часто хотят привить малышу что-то свое. Например, хотят вызывать у него интерес к музыке, хотя на данном этапе ребенку интереснее и полезнее просто катать машинки. Здесь важно соблюдать баланс: бережно и деликатно предлагать ребенку новое, но не ограничивать при этом его любимые занятия.

Совет! В игровой должны быть игрушки из разных категорий: образные (куклы и животные), хозяйственные (детская посуда, инструменты и т. д.), транспорт, музыкальные (свистульки, металлофоны, барабан), сортеры, спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи), а также предметы для игр в ванной и в песочнице.

Материалы. Важно обращать внимание на то, из чего сделана игрушка. Например, дешевые резиновые и пластиковые куклы могут содержать фенол. Поэтому лучше отдавайте предпочтение натуральным материалам: дереву, ткани, натуральному каучуку.

Совет! Потрогайте игрушку перед покупкой. Какие ощущения она вызывает у вас? Холодные, шершавые материалы неестественных цветов скорее отталкивают, чем вызывают интерес.

Безопасность. Проверьте, чтобы у игрушки не было выступающих острых элементов, которые могут поранить. Все детали должны быть хорошо закреплены. От нее не должно пахнуть клеем или другими химическими веществами.

Игрушка для развития — какая она?

Действительно полезная игрушка должна не только радовать ребенка, но и способствовать формированию здорового мироощущения, стимулировать развитие головного мозга, тренировать фантазию и воображение. По каким критериям можно это определить?

  • Она реалистичная, имеет форму, цвет и вид, приближенные к реальности. Это важно, особенно для малышей, которые только начинают познавать мир.
  • Она стимулирует несколько органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. Такой предмет тактильно приятен, сочетает разные фактуры, издает мелодичный звук, на нем есть узоры или рисунки, которые можно разглядывать.
  • Она не дает готовых решений. Например, играя с конструктором, ребенок придумывает десятки способов его использования, причем многие из них настолько неординарны, что удивляют даже взрослых.

Бесполезные и опасные

Иногда даже внешне привлекательные (в точки зрения взрослого) игрушки могут быть вредны для детской психики. На что следует обратить внимание?

  • Не покупайте детям нереалистичные игрушки. Особенно это касается кукол с непропорциональными лицами и телами, которые дети могут воспринимать как норму. В будущем они будут неосознанно стремиться к исковерканному «идеалу», что грозит снижением самооценки и неуверенностью в себе.
  • Игрушки, предполагающие любое насилие (например, съемные детали на кукле, которые нужно оторвать, чтобы поставить новые), лучше исключить из детской комнаты.
  • Считается, что детям не стоит дарить черные и красные игрушки, так как эти цвета негативно воздействуют на психику. То же самое касается слишком больших игрушек — особенно для малышей.
  • Не покупайте «отрицательных персонажей». Сейчас наблюдается тенденция подменять в сознании детей негативный образ на позитивный через мультики и игрушки. Например, монстр, который в действительности должен пугать, преподносится, как «классный», «достойный восхищения», «модный». Это опасная тенденция, которая производит когнитивный диссонанс (тело и разум говорят: «опасно», а реклама твердит: «подружись с ним») и приводит к утрате естественных защитных механизмов у детей.

Также советуем ознакомиться со списком лучших игрушек для дошкольников по мнению психологов. Оказывается, дорогие и популярные игры — далеко не всегда оказываются полезными.

01.08.2022

Другие статьи

Буллинг в детском коллективе Подробнее
7 исследований о влиянии классической музыки на детское развитие Подробнее
5 ошибок, которые современные родители совершают в воспитании Подробнее
Как уберечь и развить природную активность ребенка? Подробнее
Какие занятия развивают детский мозг? Подробнее
Зачем нужен детский психолог? Подробнее
Как выбрать развивающие занятия для ребенка? Подробнее
Как понять, что у ребенка проблемы с одноклассниками? Подробнее
5 упражнений для развития критического мышления у детей Подробнее
Запомнить все: 6 эффективных способов улучшить память у детей Подробнее
Театральная студия — пространство для становления личности Подробнее
4 «мягкие» техники для общения с детьми Подробнее
5 исследований, которые помогут вашему ребенку учиться эффективнее Подробнее
Проблемы с социализацией у детей: почему они возникают и как их решить? Подробнее
Как научить ребенка понимать свои эмоции? Подробнее

← Назад к списку новостей