Типы коммуникантов: как учить детей общаться с разными людьми?

Типы коммуникантов: как учить детей общаться с разными людьми?

Ребенок попадает в социум почти с самого раннего детства. Сначала он взаимодействует с родителями, потом — с детьми на площадке. Вскоре появляется постоянный коллектив — группа в детском саду или в развивающем центре. А потом — школьный класс, где часто собираются совершенно разные дети со своими интересами, ценностями и образом мыслей. Поэтому важно, чтобы ребенок умел находить общий язык со сверстниками в разных ситуациях. Этому можно и нужно учить детей.

Какие бывают коммуниканты?

В психологии существует множество классификаций коммуникантов (собеседников): по типу темперамента, по модели общения, по психотипам и т. д. Чаще всего выделяют четыре большие группы собеседников:

  • Доминантные — те, которые всегда хотят лидировать в общении, даже если тема не очень им знакома. Они легко поддерживают любые беседы, но иногда могут подавлять собеседника, обидно шутить или даже грубить — все зависит от внутренней культуры человека.

Совет! Обычно люди такого типа очень чувствительны к критике, неаккуратное слово может их разозлить, поэтому, чтобы донести важную информацию до такого человека, лучше сгладить острые углы и найти бережную форму подачи.

  • Мобильные — они легко переключаться между темами и могут говорить о чем угодно. При этом они не оказывают давления на собеседника. Чаще всего они экстравертны, эмоциональные и многословны. Часто подобным типом общения обладают дети с гиперактивностью и просто подвижные и активные малыши.

Совет! В общении с «мобильными» людьми пригодится навык «активного слушания». Им необходимо давать высказаться, только потом можно договориться.

  • Ригидные — это люди, которые не умеют начинать разговор первыми (или делают это плохо), но стоит им разговориться, они будут логично и конструктивно излагать свою позицию.

Совет! Начинать разговор с ними нужно первым, но когда собеседник «разговорится», диалог продолжится на равных.

  • Интровертные — они больше погружены в себя, малообщительны, часто обладают тихим голосом, спокойны, медлительны, нередко неуверенно чувствуют себя во время общения.

Совет! Чтобы наладить общение с интровертным типом, придется взять инициативу в свои руки и проявить лидерскую позицию. Таким людям лучше задавать очень ясные и конкретные вопросы — так им будет проще сформулировать ответ.

Однако нужно понимать, что эти типы редко встречаются в одном человеке в чистом виде. Любой собеседник так или иначе может подстраиваться под общение с разными людьми. Поэтому в разных ситуациях лидирующие качества будут проявлены в большей или меньшей степени.

Советы для юных коммуникантов

Умение договариваться — тонкое искусство, которое дети и подростки начинают осваивать постепенно и не сразу приходят к успешному результату. Часто коммуникации в этом возрасте происходят интуитивно, но есть некоторые рекомендации, которые полезно знать каждому:

  1. Используйте «слова собеседника» в разговоре. Полезно наблюдать за речью другого человека и отмечать, какие фразы и словосочетания он использует, когда говорит о том, что для него важно. Если применять их в своей речи, «найти общий язык» будет легче.
  1. Взгляд в глаза. Когда человек легко налаживает зрительный контакт и смотрит в глаза, собеседник воспринимает его как равного себе. Если же он прячет взгляд и смотрит в сторону, собственник без труда почувствует неуверенность.
  1. Пусть ребенок попробует исключить мысль «а что он обо мне подумает?» — если постоянно держать это в голове, знакомиться и общаться будет очень сложно.
  1. Необходимо умение четко обозначить свою позицию. Казалось бы — что проще? Но многие дети, когда их задевают сверстники либо замыкаются, либо идут начинают защищаться, задевая в ответ. Но важно научить ребенка решать конфликт словами, обозначая свою позицию и свое требование. Например, «я не разрешаю себя толкать», «не бери мои вещи с парты» и т. д.

Какие навыки стоит развивать?

Когда мы говорим об эффективной коммуникации, успешной работе в команде и поиске себя в коллективе, важно понимать, что речь идет не о каком-то одном навыке, а о совокупности soft skills. Ведь если человек, например, обладает талантом рассказчика, но при этом не умеет слушать другого, его вряд ли можно назвать успешным коммуникантом. И наоборот: хороший слушатель без умения строить беседу и высказывать свое мнение не добьется успеха в переговорах. Поэтому важно развивать у детей следующие навыки:

  • Умение начинать и поддерживать разговор;
  • Умение слушать;
  • Умение решать конфликты без оскорблений и «перехода на личности»;
  • Умение искать компромисс;
  • Аналитическое мышление;
  • Навык сторителлинга;
  • Ораторское мастерство и сценическая речь;
  • Эмпатия.

Сочетание этих навыков поможет ребенку добиваться успеха в любом коллективе. Ему будет легче устанавливать связи со сверстниками, работать в команде, а позже — общаться с коллегами и руководителями.

Читайте также:

07.11.2022

Другие статьи

7 исследований о влиянии классической музыки на детское развитие Подробнее
5 ошибок, которые современные родители совершают в воспитании Подробнее
Как уберечь и развить природную активность ребенка? Подробнее
Какие занятия развивают детский мозг? Подробнее
Зачем нужен детский психолог? Подробнее
Как выбрать развивающие занятия для ребенка? Подробнее
Как понять, что у ребенка проблемы с одноклассниками? Подробнее
5 упражнений для развития критического мышления у детей Подробнее
Запомнить все: 6 эффективных способов улучшить память у детей Подробнее
Театральная студия — пространство для становления личности Подробнее
4 «мягкие» техники для общения с детьми Подробнее
5 исследований, которые помогут вашему ребенку учиться эффективнее Подробнее
Проблемы с социализацией у детей: почему они возникают и как их решить? Подробнее
Как научить ребенка понимать свои эмоции? Подробнее
4К — навыки будущего: что это такое и как развить их у детей? Подробнее

← Назад к списку новостей