Социальные эмоции: что это такое и как развивать их у детей?

Социальные эмоции: что это такое и как развивать их у детей?

Об эмоциональном интеллекте сегодня говорят, пожалуй, все. Неудивительно, ведь умение понимать свои чувства и управлять ими — один из важных принципов успешного взаимодействия с миром.

Социальные эмоции — что это?

Это те эмоции и чувства, которые зависят от мыслей или действий других людей и направлены на общение с социумом. К ним можно отнести благодарность, стыд, преданность, гуманизм, сострадание, сочувствие. Они начинают развиваться с того момента, когда ребенок попадает в общество и учится взаимодействовать с ним, осваивая нормы этики и морали. Их возникновение всегда тесно связано с общением, в то время как грусть, страх, радость, удивление могут возникать не только в отношениях с людьми.

Уже в 2–3 года дети могут испытывать вину и раскаяние. В дошкольном возрасте они умеют выделять всего одну эмоцию, но с усложнением социальных коммуникаций (как правило, в начальной школе) учатся отслеживать несколько, часто противоречивых, чувств.

Эмоции как ключ к успеху

Писатель и исследователь Дэвид Дестено выяснил, что одной только силы воли недостаточно, чтобы добиться успеха. Такой «силовой» метод чаще всего ведет к выгоранию и стрессу, однако, если подключить социальные эмоции, можно добиться лучших результатов. Все дело в том, что при развитом эмоциональном интеллекте, человек стремится не к цели ради цели, а пропускает ее через фильтр влияния на других людей. То есть, ему важно не просто получить престижную работу и заработать определенную сумму денег, но и сделать мир лучше с помощью своих талантов и умений. Дэвид Дестено выделяет три основные движущие эмоции: благодарность, сострадание и гордость.

Как развивать у детей социально-эмоциональный интеллект?

Лучший период для активного начала подобного развития — старший дошкольный возраст. Дети в этом возрасте, как правило, имеют устоявшийся круг общения. Они имеют представления об эмоциональной сфере, учатся ее осознавать, в том числе в процессе коммуникации. При этом излишняя импульсивность проходит, ребенок способен дольше концентрировать внимание.

Впрочем, прививать правильные ценности и говорить об общественных нормах необходимо в любом возрасте. Через беседы о добре и зле, хорошем и плохом ребенок усваивает систему социальных норм и учится правильно оценивать свои и чужие поступки.

  • В детстве лучше развивать эмоциональный интеллект через игры (особенно сюжетно-ролевые) и разговоры с малышом. Например, можно обсудить прочитанную историю, сказку. Когда он подрастет, полезно анализировать реальные случаи из жизни, «рассматривая» весь спектр чувств, который был задействован.
  • Учите ребенка правильно выражать эмоции. Социально приемлемыми формами будут проживание через творчество, разговор и проговаривание, выплеск накопившейся энергии через спорт, танцы.
  • Приобщайте малыша к благотворительности — так у детей развивается сострадание, милосердие, сочувствие к беде ближнего.
  • Учите ребенка благодарности. Согласно исследованию 2012 года, люди, которые относились к окружающему миру с благодарностью, имели более низкий уровень агрессии и других отрицательных чувств. Через благодарность развивается эмпатия, улучшается психическое состояние и психологическая устойчивость.
  • Поощряйте общение. Знакомство с собственным эмоциональным миром всегда происходит через общение, поэтому чем больше ребенок находится в коллективе сверстников, тем быстрее будет идти развитие. Однако, важно понимать, что родительская роль заключается в том, чтобы направить малыша к конструктивному общению, подсказать правильную модель. Отношения с другими детьми он должен выстраивать сам.
  • Общайтесь с позитивными и высокодуховными людьми. Ученые доказали, что эмоции могут «передаваться» от одного человек к другому. Поэтому окружая себя сострадательными, благодарными, честными и добрыми людьми, вы формируете собственный эмоциональный фон.
  • Коллективные занятия. Совместный труд, групповые занятия и командные соревнования дают детям возможность испытать новые для них социальные переживания: гордость за общую победу, удовлетворенность или неудовлетворенность собственным вкладом в общее дело, сопереживание своей команде.

Развитие понимания социальных эмоций необходимо для формирования целостной личности. Чем больше людей будут развивать в себе сострадание к ближнему, эмпатию, сопереживание общему делу, тем более здоровое и гармоничное общество мы сумеем создать.

Читайте также:

31.10.2022

Другие статьи

7 исследований о влиянии классической музыки на детское развитие Подробнее
5 ошибок, которые современные родители совершают в воспитании Подробнее
Как уберечь и развить природную активность ребенка? Подробнее
Какие занятия развивают детский мозг? Подробнее
Зачем нужен детский психолог? Подробнее
Как выбрать развивающие занятия для ребенка? Подробнее
Как понять, что у ребенка проблемы с одноклассниками? Подробнее
5 упражнений для развития критического мышления у детей Подробнее
Запомнить все: 6 эффективных способов улучшить память у детей Подробнее
Театральная студия — пространство для становления личности Подробнее
4 «мягкие» техники для общения с детьми Подробнее
5 исследований, которые помогут вашему ребенку учиться эффективнее Подробнее
Проблемы с социализацией у детей: почему они возникают и как их решить? Подробнее
Как научить ребенка понимать свои эмоции? Подробнее
4К — навыки будущего: что это такое и как развить их у детей? Подробнее

← Назад к списку новостей