Об эмоциональном интеллекте сегодня говорят, пожалуй, все. Неудивительно, ведь умение понимать свои чувства и управлять ими — один из важных принципов успешного взаимодействия с миром.
Это те эмоции и чувства, которые зависят от мыслей или действий других людей и направлены на общение с социумом. К ним можно отнести благодарность, стыд, преданность, гуманизм, сострадание, сочувствие. Они начинают развиваться с того момента, когда ребенок попадает в общество и учится взаимодействовать с ним, осваивая нормы этики и морали. Их возникновение всегда тесно связано с общением, в то время как грусть, страх, радость, удивление могут возникать не только в отношениях с людьми.
Уже в 2–3 года дети могут испытывать вину и раскаяние. В дошкольном возрасте они умеют выделять всего одну эмоцию, но с усложнением социальных коммуникаций (как правило, в начальной школе) учатся отслеживать несколько, часто противоречивых, чувств.
Писатель и исследователь Дэвид Дестено выяснил, что одной только силы воли недостаточно, чтобы добиться успеха. Такой «силовой» метод чаще всего ведет к выгоранию и стрессу, однако, если подключить социальные эмоции, можно добиться лучших результатов. Все дело в том, что при развитом эмоциональном интеллекте, человек стремится не к цели ради цели, а пропускает ее через фильтр влияния на других людей. То есть, ему важно не просто получить престижную работу и заработать определенную сумму денег, но и сделать мир лучше с помощью своих талантов и умений. Дэвид Дестено выделяет три основные движущие эмоции: благодарность, сострадание и гордость.
Лучший период для активного начала подобного развития — старший дошкольный возраст. Дети в этом возрасте, как правило, имеют устоявшийся круг общения. Они имеют представления об эмоциональной сфере, учатся ее осознавать, в том числе в процессе коммуникации. При этом излишняя импульсивность проходит, ребенок способен дольше концентрировать внимание.
Впрочем, прививать правильные ценности и говорить об общественных нормах необходимо в любом возрасте. Через беседы о добре и зле, хорошем и плохом ребенок усваивает систему социальных норм и учится правильно оценивать свои и чужие поступки.
Развитие понимания социальных эмоций необходимо для формирования целостной личности. Чем больше людей будут развивать в себе сострадание к ближнему, эмпатию, сопереживание общему делу, тем более здоровое и гармоничное общество мы сумеем создать.
Читайте также: