Когда речь заходит о приучении ребёнка к самостоятельности, родителей часто бросает в крайности. Одни все делают за ребёнка, на корню пресекают его попытки
С какого возраста учить ребёнка самостоятельности?
1–2 года. Приучать к домашним делам в таком возрасте рано, но родители должны дать ребёнку свободу действий в познании мира. Не нужно стараться постоянно развлечь малыша, постоянно покупать ему новые игрушки. Пусть сам выберет то, что ему нравится и разберется с этим предметом. Не надо отбирать ложку — пусть попробует орудовать ей самостоятельно. В это время уже стоит отдать малыша в развивающий центр для ребенка — 2 года хороший возраст для этого.
До 3 лет. На этот период приходится кризис трех лет, когда ребёнок начинает активно сепарироваться от родителей и проявляет самостоятельность. «Я сам» — постоянно говорит малыш и отказывается от попыток помочь. Важно не мешать детям, позволить пробовать свои силы и осваивать новые умения. В этом возрасте формируется бытовая самостоятельность — ребёнок учится убирать за собой игрушки, относить тарелку после еды, мыть руки, чистить зубы.
3–7 лет. Главной формой познания в этом периоде является игра. Через нее происходит комплексное развитие ребёнка, развивается скорость мышления, умение нестандартно подходить к решению проблем. Формировать самостоятельность в этом возрасте тоже лучше в игровой форме, как это делают в детских развивающих центрах. В этот период важно учить сопоставлять намерения с целевыми действиями.
Советы по формированию самостоятельности у детей
Привить самостоятельность возможно только через формирование ответственности. На курсах раннего развития для детей этому уделяют внимание, но здесь важна домашняя работа. Формируйте самостоятельность и ответственность у детей аккуратно и бережно:
- Оставьте ребенку «зелёную» зону для свободной деятельности. Заранее определите, что ребёнок может делать сам, а что — только в присутствии родителя. Например, трехлетка вполне сможет убрать свои игрушки в шкаф, но нельзя позволить ему самостоятельно зажигать газ на плите. Творчество и игра должны находиться в «зелёной» зоне.
- Расширяйте свободную зону ребёнка постепенно, не торопите его.
- Не мешайте и не критикуйте детские стремления.
- Не старайтесь уберечь ребёнка от всех ошибок — некоторые из них нужны, чтобы ребёнок смог гармонично взрослеть.
- Родители допускают распространенную ошибку, делая за детей те дела, которые они вполне могут выполнить сами. Да, так быстрее и аккуратнее, но это может на корню истребить желание ребёнка пробовать.
- Давайте детям выбор — только так возможно сформировать у ребёнка ответственность за свои поступки.
Дети, которым родители дают необходимую свободу для самостоятельной деятельности, растут более уверенными в себе и менее капризными.
В Центре детского развития «Имена Продакшн» проходят курсы для детей всех возрастов. Всестороннее развитие ребёнка, формирование у него способности самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность — важные задачи во всех наших программах.