К сожалению, в современном мире мы все чаще и чаще сталкиваемся с ситуациями детских конфликтов в учебных заведениях. Это опасная ситуация, которую необходимо контролировать и вовремя искоренять. А о том, как не пропустить первые признаки проблем в детском коллективе, расскажет психолог «ИМЕНА Продакшн».
Как понять, что есть проблема?
Существует несколько признаков, которые указывают, что у ребенка есть проблемы в школе:
- Ребенок отказывается идти в школу. При этом он может даже идти на обман, например, прогуливать. Впрочем, само по себе нежелание посещать школу часто говорит о низкой учебной мотивации, поэтому один этот факт не стоит рассматривать в качестве признака буллинга.
- Ребенок не любит говорить о школе.
На вопросы отвечает скупо и односложно, не рассказывает про друзей или, наоборот, жалуется, что его никто не слушает, не принимают в компанию.
По-настоящему серьезные проблемы характеризуются тем, что личные границы ребенка — физические и психологические — регулярно нарушаются в грубой форме, а в качестве агрессоров выступает группа сверстников. В этой ситуации ребенка необходимо срочно забирать из коллектива. - У ребенка меняется характер — он может стать более замкнутым, апатичным, может вдруг начать грубить или, наоборот, станет более тревожным, подавленным. Если в семье есть младшие дети, он может начать вести себя с ними более грубо, хотя раньше такого не было.
- Появляются реакции со стороны нервной системы. Это могут быть проблемы со сном (бессонница или сонливость), ночные кошмары, головные боли и другие соматические симптомы стресса.
Наличие этих признаков не говорит именно о проблемах с одноклассниками, но каждый из них требует внимания родителей и консультации у детского психолога.
Если есть проблема…
Важно на ранних стадиях замечать проблемы в детском коллективе и решать их. Если у ребенка не получается самостоятельно наладить контакт со сверстниками, необходимо срочное вмешательство взрослых. В идеале к решению конфликтов должны подключаться классный руководитель и школьный психолог. К сожалению, часто такое вмешательство носит формальный характер.
Во многих случаях единственным верным решением становится перевод ребенка из данного коллектива как можно скорее. Это позволит сохранить психическое здоровье ребенка.
Что могут сделать родители?
Важно формировать такие отношения в семье, когда ребенок доверяет родителям и не боится рассказывать им о своих трудностях, зная, что получит поддержку, помощь или добрый совет. В семье дети должны чувствовать себя в безопасности. Не игнорируйте слова ребенка, если он говорит о проблемах. Верьте своим детям!
- Говорите с детьми, не жалейте на это времени и сил. Если ребенок подвергается нападкам сверстников, важно дать ему понять, что его вины в этом нет. Другие дети ведут себя агрессивно в силу собственных психологических особенностей (для многих это просто модель общения, принятая в семье), а не потому что он «плохой» или «хуже других».
- Поддерживайте ребенка, внушайте ему уверенность в своих силах, не транслируйте ему — вербально и невербально — собственные страхи и тревоги.
- Обсуждайте проблемы, а не замалчивайте их. Можно посмотреть фильм или прочитать книгу, где герой оказался в ситуации конфликта с окружающими. Даже если ребенок не подвергается нападкам, он может быть свидетелем нападок в адрес другого ученика. И тут важно формировать у него правильное отношение к этому, объяснять, что обижать другого неправильно, недостойно, ненормально.
- Родителям следует оставаться во взрослой, сильной позиции. Ребенок должен видеть уверенного, спокойного взрослого.
В ситуациях буллинга главная задача родителей — как можно скорее увести ребенка их деструктивного коллектива и поместить в поддерживающую среду, где он сможет получить позитивный опыт общения со сверстниками и повысить самооценку. Таким коллективом может стать другой класс, группа в детском центре или круг знакомых детей.
Мы много пишем о развитии у детей навыков эффективной коммуникации. Советуем ознакомиться с этими материалами: