Ребенок попадает в социум почти с самого раннего детства. Сначала он взаимодействует с родителями, потом — с детьми на площадке. Вскоре появляется постоянный коллектив — группа в детском саду или в развивающем центре. А потом — школьный класс, где часто собираются совершенно разные дети со своими интересами, ценностями и образом мыслей. Поэтому важно, чтобы ребенок умел находить общий язык со сверстниками в разных ситуациях. Этому можно и нужно учить детей.
Какие бывают коммуниканты?
В психологии существует множество классификаций коммуникантов (собеседников): по типу темперамента, по модели общения, по психотипам
- Доминантные — те, которые всегда хотят лидировать в общении, даже если тема не очень им знакома. Они легко поддерживают любые беседы, но иногда могут подавлять собеседника, обидно шутить или даже грубить — все зависит от внутренней культуры человека.
Совет! Обычно люди такого типа очень чувствительны к критике, неаккуратное слово может их разозлить, поэтому, чтобы донести важную информацию до такого человека, лучше сгладить острые углы и найти бережную форму подачи.
- Мобильные — они легко переключаться между темами и могут говорить о чем угодно. При этом они не оказывают давления на собеседника. Чаще всего они экстравертны, эмоциональные и многословны. Часто подобным типом общения обладают дети с гиперактивностью и просто подвижные и активные малыши.
Совет! В общении с «мобильными» людьми пригодится навык «активного слушания». Им необходимо давать высказаться, только потом можно договориться.
- Ригидные — это люди, которые не умеют начинать разговор первыми (или делают это плохо), но стоит им разговориться, они будут логично и конструктивно излагать свою позицию.
Совет! Начинать разговор с ними нужно первым, но когда собеседник «разговорится», диалог продолжится на равных.
- Интровертные — они больше погружены в себя, малообщительны, часто обладают тихим голосом, спокойны, медлительны, нередко неуверенно чувствуют себя во время общения.
Совет! Чтобы наладить общение с интровертным типом, придется взять инициативу в свои руки и проявить лидерскую позицию. Таким людям лучше задавать очень ясные и конкретные вопросы — так им будет проще сформулировать ответ.
Однако нужно понимать, что эти типы редко встречаются в одном человеке в чистом виде. Любой собеседник так или иначе может подстраиваться под общение с разными людьми. Поэтому в разных ситуациях лидирующие качества будут проявлены в большей или меньшей степени.
Советы для юных коммуникантов
Умение договариваться — тонкое искусство, которое дети и подростки начинают осваивать постепенно и не сразу приходят к успешному результату. Часто коммуникации в этом возрасте происходят интуитивно, но есть некоторые рекомендации, которые полезно знать каждому:
- Используйте «слова собеседника» в разговоре. Полезно наблюдать за речью другого человека и отмечать, какие фразы и словосочетания он использует, когда говорит о том, что для него важно. Если применять их в своей речи, «найти общий язык» будет легче.
- Взгляд в глаза. Когда человек легко налаживает зрительный контакт и смотрит в глаза, собеседник воспринимает его как равного себе. Если же он прячет взгляд и смотрит в сторону, собственник без труда почувствует неуверенность.
- Пусть ребенок попробует исключить мысль «а что он обо мне подумает?» — если постоянно держать это в голове, знакомиться и общаться будет очень сложно.
-
Необходимо умение четко обозначить свою позицию. Казалось бы — что проще? Но многие дети, когда их задевают сверстники либо замыкаются, либо идут начинают защищаться, задевая в ответ. Но важно научить ребенка решать конфликт словами, обозначая свою позицию и свое требование. Например, «я не разрешаю себя толкать», «не бери мои вещи с парты»
и т. д.
Какие навыки стоит развивать?
Когда мы говорим об эффективной коммуникации, успешной работе в команде и поиске себя в коллективе, важно понимать, что речь идет не о
- Умение начинать и поддерживать разговор;
- Умение слушать;
- Умение решать конфликты без оскорблений и «перехода на личности»;
- Умение искать компромисс;
- Аналитическое мышление;
- Навык сторителлинга;
- Ораторское мастерство и сценическая речь;
- Эмпатия.
Сочетание этих навыков поможет ребенку добиваться успеха в любом коллективе. Ему будет легче устанавливать связи со сверстниками, работать в команде, а позже — общаться с коллегами и руководителями.
Читайте также: