Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
Типы коммуникантов: как учить детей общаться с разными людьми?

Типы коммуникантов: как учить детей общаться с разными людьми?

Ребенок попадает в социум почти с самого раннего детства. Сначала он взаимодействует с родителями, потом — с детьми на площадке. Вскоре появляется постоянный коллектив — группа в детском саду или в развивающем центре. А потом — школьный класс, где часто собираются совершенно разные дети со своими интересами, ценностями и образом мыслей. Поэтому важно, чтобы ребенок умел находить общий язык со сверстниками в разных ситуациях. Этому можно и нужно учить детей.

Какие бывают коммуниканты?

В психологии существует множество классификаций коммуникантов (собеседников): по типу темперамента, по модели общения, по психотипам и т. д. Чаще всего выделяют четыре большие группы собеседников:

  • Доминантные — те, которые всегда хотят лидировать в общении, даже если тема не очень им знакома. Они легко поддерживают любые беседы, но иногда могут подавлять собеседника, обидно шутить или даже грубить — все зависит от внутренней культуры человека.

Совет! Обычно люди такого типа очень чувствительны к критике, неаккуратное слово может их разозлить, поэтому, чтобы донести важную информацию до такого человека, лучше сгладить острые углы и найти бережную форму подачи.

  • Мобильные — они легко переключаться между темами и могут говорить о чем угодно. При этом они не оказывают давления на собеседника. Чаще всего они экстравертны, эмоциональные и многословны. Часто подобным типом общения обладают дети с гиперактивностью и просто подвижные и активные малыши.

Совет! В общении с «мобильными» людьми пригодится навык «активного слушания». Им необходимо давать высказаться, только потом можно договориться.

  • Ригидные — это люди, которые не умеют начинать разговор первыми (или делают это плохо), но стоит им разговориться, они будут логично и конструктивно излагать свою позицию.

Совет! Начинать разговор с ними нужно первым, но когда собеседник «разговорится», диалог продолжится на равных.

  • Интровертные — они больше погружены в себя, малообщительны, часто обладают тихим голосом, спокойны, медлительны, нередко неуверенно чувствуют себя во время общения.

Совет! Чтобы наладить общение с интровертным типом, придется взять инициативу в свои руки и проявить лидерскую позицию. Таким людям лучше задавать очень ясные и конкретные вопросы — так им будет проще сформулировать ответ.

Однако нужно понимать, что эти типы редко встречаются в одном человеке в чистом виде. Любой собеседник так или иначе может подстраиваться под общение с разными людьми. Поэтому в разных ситуациях лидирующие качества будут проявлены в большей или меньшей степени.

Советы для юных коммуникантов

Умение договариваться — тонкое искусство, которое дети и подростки начинают осваивать постепенно и не сразу приходят к успешному результату. Часто коммуникации в этом возрасте происходят интуитивно, но есть некоторые рекомендации, которые полезно знать каждому:

  1. Используйте «слова собеседника» в разговоре. Полезно наблюдать за речью другого человека и отмечать, какие фразы и словосочетания он использует, когда говорит о том, что для него важно. Если применять их в своей речи, «найти общий язык» будет легче.
  1. Взгляд в глаза. Когда человек легко налаживает зрительный контакт и смотрит в глаза, собеседник воспринимает его как равного себе. Если же он прячет взгляд и смотрит в сторону, собственник без труда почувствует неуверенность.
  1. Пусть ребенок попробует исключить мысль «а что он обо мне подумает?» — если постоянно держать это в голове, знакомиться и общаться будет очень сложно.
  1. Необходимо умение четко обозначить свою позицию. Казалось бы — что проще? Но многие дети, когда их задевают сверстники либо замыкаются, либо идут начинают защищаться, задевая в ответ. Но важно научить ребенка решать конфликт словами, обозначая свою позицию и свое требование. Например, «я не разрешаю себя толкать», «не бери мои вещи с парты» и т. д.

Какие навыки стоит развивать?

Когда мы говорим об эффективной коммуникации, успешной работе в команде и поиске себя в коллективе, важно понимать, что речь идет не о каком-то одном навыке, а о совокупности soft skills. Ведь если человек, например, обладает талантом рассказчика, но при этом не умеет слушать другого, его вряд ли можно назвать успешным коммуникантом. И наоборот: хороший слушатель без умения строить беседу и высказывать свое мнение не добьется успеха в переговорах. Поэтому важно развивать у детей следующие навыки:

  • Умение начинать и поддерживать разговор;
  • Умение слушать;
  • Умение решать конфликты без оскорблений и «перехода на личности»;
  • Умение искать компромисс;
  • Аналитическое мышление;
  • Навык сторителлинга;
  • Ораторское мастерство и сценическая речь;
  • Эмпатия.

Сочетание этих навыков поможет ребенку добиваться успеха в любом коллективе. Ему будет легче устанавливать связи со сверстниками, работать в команде, а позже — общаться с коллегами и руководителями.

Читайте также:

Наши дисциплины

Детская театральная студия
Детская театральная студия
Вокал
Вокал
Хореография для детей
Хореография для детей
Актерское мастерство
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическая речь
История России для детей
История России для детей
Искусствоведение для детей
Искусствоведение для детей
Развивающие занятия с психологом
Развивающие занятия с психологом
Подготовка к школе
Подготовка к школе
Раннее развитие
Раннее развитие
Английский язык
Английский язык
Логопед
Логопед
Воскресная школа
Воскресная школа
Катехизис для взрослых
Катехизис для взрослых
Психолог
Психолог
Бизнес-школа
Бизнес-школа
Комплексное развитие
Комплексное развитие
ТРИЗ
ТРИЗ
Академия юмора
Академия юмора
Рисование
Рисование

Другие статьи

Микрообучение — образование будущего или путь в никуда?
Новое! Микрообучение — образование будущего или путь в никуда?
Подробнее
STEAM-образование: самый новый подход к обучению наших детей
STEAM-образование: самый новый подход к обучению наших детей
Подробнее
Как научить подростка справляться со сложными чувствами и не бояться ошибок?
Как научить подростка справляться со сложными чувствами и не бояться ошибок?
Подробнее
Как и зачем учить ребенка красивому письму?
Как и зачем учить ребенка красивому письму?
Подробнее
Социальные эмоции: что это такое и как развивать их у детей?
Социальные эмоции: что это такое и как развивать их у детей?
Подробнее