- Социальные эмоции — что это?
- Эмоции как ключ к успеху
- Как развивать у детей
социально-эмоциональный интеллект?
Об эмоциональном интеллекте сегодня говорят, пожалуй, все. Неудивительно, ведь умение понимать свои чувства и управлять ими — один из важных принципов успешного взаимодействия с миром.
Социальные эмоции — что это?
Это те эмоции и чувства, которые зависят от мыслей или действий других людей и направлены на общение с социумом. К ним можно отнести благодарность, стыд, преданность, гуманизм, сострадание, сочувствие. Они начинают развиваться с того момента, когда ребенок попадает в общество и учится взаимодействовать с ним, осваивая нормы этики и морали. Их возникновение всегда тесно связано с общением, в то время как грусть, страх, радость, удивление могут возникать не только в отношениях с людьми.
Уже в 2–3 года дети могут испытывать вину и раскаяние. В дошкольном возрасте они умеют выделять всего одну эмоцию, но с усложнением социальных коммуникаций (как правило, в начальной школе) учатся отслеживать несколько, часто противоречивых, чувств.
Эмоции как ключ к успеху
Писатель и исследователь Дэвид Дестено выяснил, что одной только силы воли недостаточно, чтобы добиться успеха. Такой «силовой» метод чаще всего ведет к выгоранию и стрессу, однако, если подключить социальные эмоции, можно добиться лучших результатов. Все дело в том, что при развитом эмоциональном интеллекте, человек стремится не к цели ради цели, а пропускает ее через фильтр влияния на других людей. То есть, ему важно не просто получить престижную работу и заработать определенную сумму денег, но и сделать мир лучше с помощью своих талантов и умений. Дэвид Дестено выделяет три основные движущие эмоции: благодарность, сострадание и гордость.
Как развивать у детей социально-эмоциональный интеллект?
Лучший период для активного начала подобного развития — старший дошкольный возраст. Дети в этом возрасте, как правило, имеют устоявшийся круг общения. Они имеют представления об эмоциональной сфере, учатся ее осознавать, в том числе в процессе коммуникации. При этом излишняя импульсивность проходит, ребенок способен дольше концентрировать внимание.
Впрочем, прививать правильные ценности и говорить об общественных нормах необходимо в любом возрасте. Через беседы о добре и зле, хорошем и плохом ребенок усваивает систему социальных норм и учится правильно оценивать свои и чужие поступки.
-
В детстве лучше развивать эмоциональный интеллект через игры (особенно
сюжетно-ролевые ) и разговоры с малышом. Например, можно обсудить прочитанную историю, сказку. Когда он подрастет, полезно анализировать реальные случаи из жизни, «рассматривая» весь спектр чувств, который был задействован. - Учите ребенка правильно выражать эмоции. Социально приемлемыми формами будут проживание через творчество, разговор и проговаривание, выплеск накопившейся энергии через спорт, танцы.
- Приобщайте малыша к благотворительности — так у детей развивается сострадание, милосердие, сочувствие к беде ближнего.
- Учите ребенка благодарности. Согласно исследованию 2012 года, люди, которые относились к окружающему миру с благодарностью, имели более низкий уровень агрессии и других отрицательных чувств. Через благодарность развивается эмпатия, улучшается психическое состояние и психологическая устойчивость.
- Поощряйте общение. Знакомство с собственным эмоциональным миром всегда происходит через общение, поэтому чем больше ребенок находится в коллективе сверстников, тем быстрее будет идти развитие. Однако, важно понимать, что родительская роль заключается в том, чтобы направить малыша к конструктивному общению, подсказать правильную модель. Отношения с другими детьми он должен выстраивать сам.
- Общайтесь с позитивными и высокодуховными людьми. Ученые доказали, что эмоции могут «передаваться» от одного человек к другому. Поэтому окружая себя сострадательными, благодарными, честными и добрыми людьми, вы формируете собственный эмоциональный фон.
- Коллективные занятия. Совместный труд, групповые занятия и командные соревнования дают детям возможность испытать новые для них социальные переживания: гордость за общую победу, удовлетворенность или неудовлетворенность собственным вкладом в общее дело, сопереживание своей команде.
Развитие понимания социальных эмоций необходимо для формирования целостной личности. Чем больше людей будут развивать в себе сострадание к ближнему, эмпатию, сопереживание общему делу, тем более здоровое и гармоничное общество мы сумеем создать.
Читайте также: