Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
Социальные эмоции: что это такое и как развивать их у детей?

Социальные эмоции: что это такое и как развивать их у детей?

Об эмоциональном интеллекте сегодня говорят, пожалуй, все. Неудивительно, ведь умение понимать свои чувства и управлять ими — один из важных принципов успешного взаимодействия с миром.

Социальные эмоции — что это?

Это те эмоции и чувства, которые зависят от мыслей или действий других людей и направлены на общение с социумом. К ним можно отнести благодарность, стыд, преданность, гуманизм, сострадание, сочувствие. Они начинают развиваться с того момента, когда ребенок попадает в общество и учится взаимодействовать с ним, осваивая нормы этики и морали. Их возникновение всегда тесно связано с общением, в то время как грусть, страх, радость, удивление могут возникать не только в отношениях с людьми.

Уже в 2–3 года дети могут испытывать вину и раскаяние. В дошкольном возрасте они умеют выделять всего одну эмоцию, но с усложнением социальных коммуникаций (как правило, в начальной школе) учатся отслеживать несколько, часто противоречивых, чувств.

Эмоции как ключ к успеху

Писатель и исследователь Дэвид Дестено выяснил, что одной только силы воли недостаточно, чтобы добиться успеха. Такой «силовой» метод чаще всего ведет к выгоранию и стрессу, однако, если подключить социальные эмоции, можно добиться лучших результатов. Все дело в том, что при развитом эмоциональном интеллекте, человек стремится не к цели ради цели, а пропускает ее через фильтр влияния на других людей. То есть, ему важно не просто получить престижную работу и заработать определенную сумму денег, но и сделать мир лучше с помощью своих талантов и умений. Дэвид Дестено выделяет три основные движущие эмоции: благодарность, сострадание и гордость.

Как развивать у детей социально-эмоциональный интеллект?

Лучший период для активного начала подобного развития — старший дошкольный возраст. Дети в этом возрасте, как правило, имеют устоявшийся круг общения. Они имеют представления об эмоциональной сфере, учатся ее осознавать, в том числе в процессе коммуникации. При этом излишняя импульсивность проходит, ребенок способен дольше концентрировать внимание.

Впрочем, прививать правильные ценности и говорить об общественных нормах необходимо в любом возрасте. Через беседы о добре и зле, хорошем и плохом ребенок усваивает систему социальных норм и учится правильно оценивать свои и чужие поступки.

  • В детстве лучше развивать эмоциональный интеллект через игры (особенно сюжетно-ролевые) и разговоры с малышом. Например, можно обсудить прочитанную историю, сказку. Когда он подрастет, полезно анализировать реальные случаи из жизни, «рассматривая» весь спектр чувств, который был задействован.
  • Учите ребенка правильно выражать эмоции. Социально приемлемыми формами будут проживание через творчество, разговор и проговаривание, выплеск накопившейся энергии через спорт, танцы.
  • Приобщайте малыша к благотворительности — так у детей развивается сострадание, милосердие, сочувствие к беде ближнего.
  • Учите ребенка благодарности. Согласно исследованию 2012 года, люди, которые относились к окружающему миру с благодарностью, имели более низкий уровень агрессии и других отрицательных чувств. Через благодарность развивается эмпатия, улучшается психическое состояние и психологическая устойчивость.
  • Поощряйте общение. Знакомство с собственным эмоциональным миром всегда происходит через общение, поэтому чем больше ребенок находится в коллективе сверстников, тем быстрее будет идти развитие. Однако, важно понимать, что родительская роль заключается в том, чтобы направить малыша к конструктивному общению, подсказать правильную модель. Отношения с другими детьми он должен выстраивать сам.
  • Общайтесь с позитивными и высокодуховными людьми. Ученые доказали, что эмоции могут «передаваться» от одного человек к другому. Поэтому окружая себя сострадательными, благодарными, честными и добрыми людьми, вы формируете собственный эмоциональный фон.
  • Коллективные занятия. Совместный труд, групповые занятия и командные соревнования дают детям возможность испытать новые для них социальные переживания: гордость за общую победу, удовлетворенность или неудовлетворенность собственным вкладом в общее дело, сопереживание своей команде.

Развитие понимания социальных эмоций необходимо для формирования целостной личности. Чем больше людей будут развивать в себе сострадание к ближнему, эмпатию, сопереживание общему делу, тем более здоровое и гармоничное общество мы сумеем создать.

Читайте также:

Наши дисциплины

Детская театральная студия
Детская театральная студия
Вокал
Вокал
Хореография для детей
Хореография для детей
Актерское мастерство
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическая речь
История России для детей
История России для детей
Искусствоведение для детей
Искусствоведение для детей
Развивающие занятия с психологом
Развивающие занятия с психологом
Подготовка к школе
Подготовка к школе
Раннее развитие
Раннее развитие
Английский язык
Английский язык
Логопед
Логопед
Воскресная школа
Воскресная школа
Катехизис для взрослых
Катехизис для взрослых
Психолог
Психолог
Бизнес-школа
Бизнес-школа
Комплексное развитие
Комплексное развитие
ТРИЗ
ТРИЗ
Академия юмора
Академия юмора
Рисование
Рисование

Другие статьи

Микрообучение — образование будущего или путь в никуда?
Новое! Микрообучение — образование будущего или путь в никуда?
Подробнее
STEAM-образование: самый новый подход к обучению наших детей
STEAM-образование: самый новый подход к обучению наших детей
Подробнее
Как научить подростка справляться со сложными чувствами и не бояться ошибок?
Как научить подростка справляться со сложными чувствами и не бояться ошибок?
Подробнее
Как и зачем учить ребенка красивому письму?
Как и зачем учить ребенка красивому письму?
Подробнее
Типы коммуникантов: как учить детей общаться с разными людьми?
Типы коммуникантов: как учить детей общаться с разными людьми?
Подробнее