- Определите зону ответственности
- Научите ранжированию
- Формируйте среду
- Сначала дело — потом отдых
- «Что для тебя важно?»
Родителям стоит учить детей самоконтролю с раннего возраста. Когда ребенок обладает самодисциплиной, он способен сам эффективно распоряжаться временем, контролировать его и правильно расставлять приоритеты в делах. Навык самоконтроля формируется в течение всей жизни. Поэтому родитель должен постоянно мягко направлять, напоминать, если ребенок
Определите зону ответственности
Четко проговорите с детьми их обязанности и определите, какие сферы жизни они будут контролировать сами. Например, уже в начальной школе ученики могут самостоятельно собирать портфель, заполнять дневник и делать домашнее задание. Но им важно понимать свою ответственность за это. Поэтому взрослый должен обсудить возможные последствия. Например, если не сделать уроки сразу, придется сидеть допоздна; если не подготовиться к контрольной, можно получить двойку, которую потом придется исправлять во внеучебное время.
Но передавая ответственность за
С подростками психолог Юлия Гиппенрейтер рекомендует применять «метод подстройки», когда родитель не оспаривает решение, но обсуждает его, оговаривает этапы реализации, договаривается, чтобы они не противоречили общим семейным ценностям. Таким образом, подросток чувствует себя более самостоятельным и накапливает опыт собственных решений, выборов, иногда ошибок.
Научите ранжированию
Необходимо учить детей составлять списки дел на день и ранжировать задачи в зависимости от приоритетности. Например, можно выделить три группы: самые важные дела (выполнение уроков, посещение репетиций, тренировок), обязательные (уборка в комнате), необязательные (просмотр фильма).
Подросткам можно предложить воспользоваться матрицей Эйзенхауэра. Она предполагает деление всех задач на важные и срочные, важные и несрочные, неважные и срочные, неважные и несрочные.
Формируйте среду
Для личностного развития необходимо общение. В школе не всегда удается сформировать коллектив осознанных организованных детей, поэтому задача родителей создать такую среду самостоятельно. В этом случае помогут детские центры, кружки. В компании воспитанных самостоятельных детей с лидерскими качествами ребенок будет стараться «тянуться» за ними.
Домашняя среда тоже важна. Когда в семье есть правила, ценности, установлена приоритетность
Сначала дело — потом отдых
В современном мире детей окружают так называемые «источники легкого дофамина» — компьютерные игры, социальные сети, короткие ролики в интернете. Это позволяет получить быстрый всплеск гормона удовольствия дофамина, не прикладывая никаких усилий. Однако со временем возникает зависимость от таких источников, ребенок перестает стремиться к достижению целей, теряет интерес к учебе. Поэтому важно не допускать, чтобы он подсел на такие «дофаминовые крючки», ведь иначе именно они будут оказываться в приоритете. С детства дети должны понимать, что первостепенным является обучение, развитие, творчество, живое общение с людьми.
«Что для тебя важно?»
А еще я советую с детства учить детей рефлексии, развивать осознанность, учить понимать свои желания, мечты, склонности. Нужно спрашивать детское мнение, интересоваться: что важно и интересно тебе самому? Детям, с которыми родители много разговаривают, обсуждают будущее, проговаривают цели и пути развития, легче делать выбор в жизненных ситуациях и расставлять приоритеты.
Формируя осознанность и умение распоряжаться собственным временем, родитель создает крепкую базу для достижения успеха в будущем. При этом взрослые должны давать детям опору: ребенок должен знать, что родитель сможет помочь ему, дать хороший совет или просто поддержать в непростом выборе.
Автор: Диана Тевосова