- Новый диагноз нашего времени
- На что это влияет?
- «Цифровая» среда не дает развития
- Как «лечить» цифровое слабоумие?
Я много писала о том, как гаджеты влияют на социальное, эмоциональное и психическое развитие детей и подростков. Но сегодня мне хотелось бы затронуть тему влияния цифровизации на их интеллект.
Новый диагноз нашего времени
Не так давно появился специальный термин, который обозначает негативное воздействие гаджетов на мозг детей, подростков и молодых людей — «цифровое слабоумие». Впервые этот диагноз поставили в Южной Корее, но в последние годы подобные случаи появляются и в России.
Цифровое слабоумие — это нарушение мышления
Другими словами, дети с подобным нарушением утрачивают способность к качественной обработке информации, они хуже анализируют поступающие данные и не могут связать их в единую систему.
На что это влияет?
В первую очередь страдает память. За день ребенок поглощает огромное количество информации, но при этом совсем не запоминает ее. Так как большая часть информации сегодня хранится в гаджетах, то просто нет необходимости запоминать даже простые вещи. А ведь память играет важнейшую роль в процессе образования детей. Детям с нарушениями памяти сложно усваивать информацию на уроках и встраивать новые знания в уже имеющуюся систему, они редко участвуют в классных обсуждениях, не проявляют активность в учебе, с трудом запоминают новое, даже простой материал кажется им сложным. В будущем ситуация усугубляется тем, что
Кроме того, дети постепенно перестают размышлять самостоятельно. Согласно исследованию, проведенному среди шести тысяч участников из разных стран, сталкиваясь с нестандартным заданием, более трети респондентов сразу достают телефон в поисках ответа. Впрочем, по наблюдениям ученых, такая информация быстро забывается, а в памяти откладывается только то, до чего человек дошел сам, то, что он осмыслил, проанализировал.
«Цифровая» среда не дает развития
Разнообразная, богатая стимулами среда является главным фактором формирования детского мозга. Когда ребенок пробует свои силы в новых занятиях и обретает навыки в непривычных условиях, происходит создание нейронных связей, а значит, и развитие интеллекта, мышления, сообразительности.
Цифровое пространство представляет собой ограниченную, обедненную среду, где не стимулируется большая часть органов чувств (например, вкус, обоняние, осязание), где не нужно размышлять, оценивать собственное поведение, учиться чувствовать другого человека. Даже движения сводятся к минимуму. Другими словами, все ситуации, которые необходимы мозгу для развития живого мышления, убираются из жизни ребенка и заменяются смартфоном.
Как «лечить» цифровое слабоумие?
Прежде чем ребенок станет пользоваться смартфоном, ему следует развивать творческие способности, критическое мышление, научиться самостоятельно рассуждать, принимать решения и строить отношения с живыми людьми.
Дети должны активно исследовать окружающий мир: играть в подвижные игры, рассматривать природные объекты на улице, прикасаться к разным поверхностям. Уже с раннего возраста дети могут экспериментировать с простыми музыкальными инструментами, пробовать свои силы в рисовании, лепке, хореографии. Родителям важно обеспечить богатую стимулами среду, чтобы подкреплять этот естественный познавательный навык.
Детям полезно много читать и писать от руки. Сегодня подростки все меньше и меньше пишут ручкой и чаще печатают на клавиатуре или смартфоне. Но письмо от руки — это лучший способ стимуляции мелкой моторики, а значит, и нейронных связей в мозге. Такая практика позволяет лучше запоминать и осмысливать информацию.
Чем позже гаджет попадет в руки ребенка, тем лучше. А когда придет время, важно не просто дать ему телефон для учебы и связи, а научить его осознанно пользоваться им. Ребенок должен понимать, что интернет — это не замена реальной жизни, а инструмент для учебы. Реальная жизнь и реальные отношения всегда должны быть для него более ценными, важными и интересными.
Автор: Диана Тевосова