Что такое «глубокое мышление» и как развивать его в современных условиях?

Что такое «глубокое мышление» и как развивать его в современных условиях?

В конце прошлого века сформировалось понятие «клиповое мышление» — поверхностное, быстрое, многозадачное. Оно развивалось под влиянием массовой культуры, которая нацелена на быструю подачу информации, простые мысли и краткосрочное запоминание. Оно не позволяет «копнуть» в глубину и решить задачу небанально, осмыслить и понять сложную тему, сделать нестандартные умозаключения. Сделать это можно, только если развивать глубокое мышление.

Что такое глубокое мышление?

Глубокое мышление — это способность концентрироваться на теме, тщательно анализировать информацию и за счет этого получать больше ценных и неординарных мыслей.

Почему это важно нашим детям?

В современном мире глубокое мышление подменяется клиповым. Большая часть современного контента нацелена на привлечение внимания детей и подростков. Информация подается ярко, образно, картинка сменяется каждые несколько секунд, чтобы зритель не успел заскучать. Времени на размышления не остается, и мысли, которые появляются во время просмотра, очень поверхностны и быстротечны. Но без умения размышлять сложно стать высокодуховной личностью и хорошим профессионалом.

Как научиться мыслить глубоко?

  • Отказ от гаджетов. Наверное, это одна из самых главных рекомендаций, которые можно дать. Советуем почитать более подробно о том, как отвлечь ребенка от гаджетов.
  • Развитие внимательности. Концентрация внимания — это то, чего не хватает современным детям. Однако это можно и нужно развивать. Можно использовать специальные упражнения, побольше читать, применять метод помидора для решения важных задач и учебы. Если систематически уделять этому время, ребенок станет внимательнее, научится дольше концентрироваться на одной задаче и анализировать ее с разных сторон.
  • Работа с мыслями. Очень часто человеку (даже взрослому) бывает сложно сконцентрироваться из-за «ментальной жвачки» — навязчивых мыслей, связанных с тревожащей ситуацией или проблемой. В этом случае важно поговорить с ребенком и узнать, что его беспокоит. Также важно учить его справляться негативными мыслями и повышать стрессоустойчивость детей.
  • Общение с разными людьми. Необходимо создавать круг общения из людей с разными специальностями, социальными статусами, мировоззрениями. Слыша разные истории, наблюдая разные мнения, строя диалог с непохожими друг на друга людьми, ребенок учится отстаивать свое мнение, находить более правильные аргументы, размышлять, думать.
  • Изучение истории для детей. История — это погружение в мир причинно-следственных связей, мотивов и действий. Через знакомство с биографиями известных людей, их влиянием на окружающий мир и события в нем, ребенок развивает критическое мышление, учится замечать тонкие нюансы и тщательнее анализировать информацию.
  • Поиск темы для глубокого погружения. Хорошей «пищей для размышления» может стать классическая литература. Многослойность повествования позволяет найти свои личные смыслы и развить их в размышлениях. С подростками можно обсуждать философские идеи, поступки других людей, мировые события.

Центр «ИМЕНА Продакшн» выпустил проект «Православная азбука», в рамках которого воспитанники центра размышляют о Боге, вере, православных традициях, осмысливают жития святых.

Сократический диалог для развития глубокого мышления

«Сократический диалог» — это способ построения беседы, когда один человек (например, учитель или родитель) задает вопросы и подвергает гипотезу ученика сомнению. Это позволяет ученику более многогранно и глубоко исследовать проблему и найти более интересный, полноценный и правильный вариант.

Схема построения такого диалога следующая:

  • Взрослый задает тему, ребенок высказывает свою гипотезу в рамках темы.
  • Взрослый находит такие аргументы и вопросы, которые ставят гипотезу под сомнение. Здесь важно не обесценивать мысли ребенка и действовать максимально уважительно и аккуратно.
  • Ребенок ищет доказательства своей гипотезы, погружаясь в вопрос все глубже. Часто бывает и так, что вместо доказательств находятся опровержения, и ребенок находит другое более эффективное решение.
  • Взрослый и ребенок обсуждают результаты беседы.

С помощью сократического диалога можно обсуждать прочитанные книги, новости, события, произошедшие с ребенком, решать сложные вопросы и задачи, которые ставит перед учеником школа и жизнь.

Каждый ребенок обладает пытливым умом и природной любознательностью от рождения. Однако из-за пресыщения визуальными стимулами, частого сидения в телефоне и равнодушия взрослых многие дети теряют эти важные качества. Поэтому родителям так важно стимулировать их развитие и не допускать угасания. Отвечайте на детские вопросы и не бойтесь говорить с детьми на сложные темы. Беседуйте о религии и духовной жизни, обсуждайте книги, учите рефлексировать. Через размышления, отказ от гаджетов и интерес к реальной жизни происходит рост и развитие личности.

29.09.2022

Другие статьи

7 исследований о влиянии классической музыки на детское развитие Подробнее
5 ошибок, которые современные родители совершают в воспитании Подробнее
Как уберечь и развить природную активность ребенка? Подробнее
Какие занятия развивают детский мозг? Подробнее
Зачем нужен детский психолог? Подробнее
Как выбрать развивающие занятия для ребенка? Подробнее
Как понять, что у ребенка проблемы с одноклассниками? Подробнее
5 упражнений для развития критического мышления у детей Подробнее
Запомнить все: 6 эффективных способов улучшить память у детей Подробнее
Театральная студия — пространство для становления личности Подробнее
4 «мягкие» техники для общения с детьми Подробнее
5 исследований, которые помогут вашему ребенку учиться эффективнее Подробнее
Проблемы с социализацией у детей: почему они возникают и как их решить? Подробнее
Как научить ребенка понимать свои эмоции? Подробнее
4К — навыки будущего: что это такое и как развить их у детей? Подробнее

← Назад к списку новостей