Пирамида Франклина: как научить ребенка ставить цели?

Пирамида Франклина: как научить ребенка ставить цели?

В современном мире очень сложно развиваться без планирования, организации времени, постановки и анализа собственных целей. Причем это справедливо не только для взрослых, но и для детей школьного возраста.

Но большинство систем либо недостаточно структурированы, либо слишком сложны для школьников. Расскажем об эффективном инструменте планирования, который поможет научить школьников целеполаганию. Этот инструмент называется пирамида Бенджамина Франклина.

Что такое пирамида Франклина?

Пирамида Франклина — это система планирования, которая позволяет поставить глобальные жизненные задачи и прописать этапы их достижения вплоть до конкретных ежедневных шагов. Система дает максимально полное представление о собственном жизненном пути, помогает глубоко проанализировать интересы, потребности и жизненные задачи.

Пирамида состоит из шести блоков:

  • жизненные ценности,
  • глобальные цели,
  • генеральный план,
  • долгосрочный план,
  • среднесрочный и краткосрочный план,
  • задачи на день.

Разберем, как научить школьника использовать эту модель для упорядочивания жизни.

Уровень первый: жизненные ценности

Задача этого этапа — определить главные ориентиры, которые избрал для себя человек и которые ведут его по жизни. Чем младше ребенок, тем сложнее может даваться ему понимание этого уровня. Поэтому не стоит заставлять младшего школьника определить «прямо сейчас» его жизненные ценности. Скорее, это тема для беседы (и не одной), в ходе которой родитель должен рассказать о собственных ценностях, о том, что хорошо, а что плохо.

Это интересно! Сам Бенджамин Франклин выделил для себя 13 жизненных принципов, среди которых были трудолюбие, решительность, искренность, умеренность, спокойствие и целомудрие.

Пусть ребенок сформулирует хотя бы 1–2 принципа самостоятельно, а потом со временем сможет дополнять список.

Уровень второй: глобальная цель

Чтобы заполнить этот уровень, необходимо ответить на вопрос: как я могу выразить свои ценности в мир? Другими словами, здесь необходимо определить миссию.

Предложите школьнику подумать: чего он хочет добиться, какой представляет свою взрослую жизнь? На основе этого можно поразмышлять и о миссии. Главное, не высмеивать и не обесценивать даже самые смелые и «нереальные» детские мечты.

Совет! Старайтесь не пропускать этапы, даже если кажется, что они слишком сложны для маленького человека. Пусть лучше будет формальное и краткое обсуждение каждой ступени, чем игнорирование. Это поможет донести до школьника суть модели и понимание, как ее использовать.

Уровень третий: генеральный план

Подумайте вместе, какими способами и шагами можно реализовать миссию? Например, если подросток видит свою миссию в том, чтобы помогать людям, можно составить список помогающих профессий или обсудить создание благотворительного проекта. Главное, не бойтесь говорить о сложноосуществимых мечтах. Размышляя о них и обсуждая их, вы вселяете в маленького человека уверенность в своих силах и выражаете веру, что у него все получится.

Уровень четвертый: долгосрочное планирование

А вот здесь начинается более конкретная работа. Долгосрочный план — это разбиение глобальной цели на несколько более маленьких. Спросите школьника: чего он хочет достичь в ближайшие 5–10 лет? Сдать ЕГЭ на высший балл? Поступить и окончить конкретный институт? Пожить за границей? Реализовать свой проект? Открыть свою выставку? Скорее всего, у него уже есть реальные идеи и желания, но нет понимания, как этого достичь. Запишите их все, а потом выберите 1–2 самых важных пункта, чтобы избежать путаницы и перегруженности.

Важно! Все описанное выше — это лишь «идеальная карта». В жизни все будет иначе. Необходимо понимать, что интересы и направления развития будут меняться по мере взросления ребенка.

Уровень пятый: среднесрочный и краткосрочный план

Исходя их обозначенных на предыдущих этапах целей, необходимо наметить конкретные шаги по их достижению на 1–3 года. Например, если школьник хочет поступить в ВУЗ на бюджет, можно выделить следующие шаги: поиск ВУЗа, ознакомление с условиями поступления на бюджет, подготовка к ЕГЭ и поиск репетитора, сдача ЕГЭ.

Важно! Среднесрочный план предполагает планирование на 1–3 года, краткосрочный — на месяц, неделю.

Уровень шестой: задачи на день

Что можно сделать прямо сейчас (а также завтра, послезавтра и т. д.), чтобы приблизиться к целям из пятого уровня? Составьте список ежедневных конкретных действий. Например, прочитать книгу по теме, посетить семинар, написать реферат и т. д.

Дальше остается только действовать!

Не нужно досконально расписывать каждый пункт с ребенком — можно просто проговорить или обозначить их на бумаге. Главное — научить школьника самой системе, чтобы у него было понимание, как из ценностей рождается миссия, а из нее строится все остальное. Имея эту систему в своем багаже, в будущем он более грамотно и легко будет ставить цели и идти к ним.

Читайте по теме:

17.01.2022

Другие статьи

7 исследований о влиянии классической музыки на детское развитие Подробнее
5 ошибок, которые современные родители совершают в воспитании Подробнее
Как уберечь и развить природную активность ребенка? Подробнее
Какие занятия развивают детский мозг? Подробнее
Зачем нужен детский психолог? Подробнее
Как выбрать развивающие занятия для ребенка? Подробнее
Как понять, что у ребенка проблемы с одноклассниками? Подробнее
5 упражнений для развития критического мышления у детей Подробнее
Запомнить все: 6 эффективных способов улучшить память у детей Подробнее
Театральная студия — пространство для становления личности Подробнее
4 «мягкие» техники для общения с детьми Подробнее
5 исследований, которые помогут вашему ребенку учиться эффективнее Подробнее
Проблемы с социализацией у детей: почему они возникают и как их решить? Подробнее
Как научить ребенка понимать свои эмоции? Подробнее
4К — навыки будущего: что это такое и как развить их у детей? Подробнее

← Назад к списку новостей