Сайт использует файлы Cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий. Узнать подробнее

×
Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
«Ставим цель — идем к ней»: основы целеполагания для детей

«Ставим цель — идем к ней»: основы целеполагания для детей

Как помочь ребенку расставить приоритеты и выявить главную цель? Что необходимо для того, чтобы школьник просто и быстро достиг всего, о чем мечтает?

Современный мир развивается стремительными темпами. Чтобы стать в нем успешным, не достаточно просто хорошо учиться и «плыть по течению». Современный человек должен уметь ставить амбициозные цели и достигать их! И учиться этому лучше с детства.

Формирование цели

Цель должна быть реальной и вдохновляющей. Но иногда бывает довольно сложно сразу сформулировать именно такую. Воспользуйтесь следующим алгоритмом, который поможет ребенку понять механизм постановки целей:

  1. Составьте вместе с ребенком список его желаний и «хотелок». Используйте технику «Мозговой штурм» — записывайте все без оценки и критики.
  2. Разнесите все цели по категориям. Например, школа, друзья, покупки, путешествия и т. д.
  3. Попросите ребенка выбрать приоритетную цель в каждой категории.
  4. Из получившихся целей выберете одну самую главную — ту, с которой будете работать дальше.
  5. Просмотрите цель по методике SMART. Цель должна быть — конкретная, измеримая, достижимая, реалистичная, своевременная. Например, «хочу занять на олимпиаде по математике первое место в апреле этого года».

Совет! Детям лучше ставить не очень долгосрочные цели. Два-три месяца — оптимальный вариант. К годовой цели школьник может охладеть в процессе достижения.

Цель есть. Следующий шаг — разработка «карты», по которой ее можно достичь.

Разработка плана

Цель без плана — простая мечта. Двигаться к ней можно, но это займет много времени, сил и не обязательно приведет к результату. Поэтому важно научить школьника разрабатывать план хотя бы по самой простой схеме. Спросите его:

  • Какими путями можно прийти к цели? (Лучше снова использовать «Мозговой штурм» — дети порой выдают потрясающие решения!)
  • Какой путь кажется ему самым лучшим? Почему? (Тут нужно много говорить с ребенком, указывать на «подводные камни», помогать заглянуть немного глубже).
  • Что он может сделать, чтобы приблизиться к цели, в этом месяце? А на этой недели? А уже сегодня?
  • Все эти действия запишите или зарисуйте в специальный блокнот. Для лучшего закрепления плана, можно придумать сказку, где герой идет описанным маршрутом и получает желаемое.

Как не сбиться с пути?

Мотивация неразрывно связана с целями и ценностями. И если дошкольника или младшего школьника можно мотивировать простыми приятными бонусами, то для мотивации подростка важно знать, «чем он дышит, чем горит».

Учитывайте возрастную мотивацию. Дошкольникам и младшим школьникам сложно вдохновиться перспективой поступать в престижный ВУЗ, а для подростка это весьма заманчивая возможность.

Окружение имеет большое значение. Если ребенок оказывается среди людей, которые не верят в его успех и даже ждут поражения, он вряд ли сможет дойти до цели. Слишком много психической энергии будет уходить на нейтрализацию негатива окружающих. Поэтому, пока ребенок еще не вырос, старайтесь формировать для него правильное окружение — детское и взрослое. Можно отдать его в детский центр, водить на тематические мероприятия, создать в собственном доме атмосферу поддержки и принятия.

Важно восстанавливаться. Если человек голоден, не выспался или находится в подавленном состоянии, ему будет не до целей. Обеспечьте ребенку удовлетворение базовых потребностей.

Подводим итог

Когда цель достигнута (или нет), полезно проанализировать, почему так вышло. Это развивает у детей умение оценивать свои действия, выявлять ошибки, отмечать их причины. Спросите у ребенка:

  • Удалось ли достичь цели? (Если да, то насколько %)
  • Что помешало получить желаемое? (Или получить на 100%)
  • Как это можно исправить в следующий раз?

На этом этапе важно особо подчеркивать, что любая неудача — это возможность получить бесценный опыт.

Если ребенок ничего не хочет

Отсутствие желаний у ребенка обычно возникает, если его жизнь перенасыщена материальными стимулами. Когда все желания и мечты исполняются родителями по первому требованию, ребенок растет инфантильным и пассивным. У него просто нет мотивации и смысла добиваться чего-либо.

Хотите научить ребенка достигать целей — создайте умеренный дефицит. Важно, чтобы у ребенка была мечта, которую не исполнят родители.

Некоторые психологи советуют ввести балльную систему. За определенные действия ребенок будет получать баллы, которые потом можно обменять на игрушку/гаджет/желанную поездку. Главное, не назначать «стоимость» тем делам, которые ребенок должен делать без всяких баллов: помощь бабушке, посещение школы, соблюдение личной гигиены, благотворительность и т. д.

Учите детей ценить в человеческих отношениях не материальную, а духовную сторону, а также общение, взаимопомощь, душевное тепло.

*

Конечно, не стоит прописывать все цели и желания ребенка, особенно маленького, по этим схемам. Но важно научить ребенка этим алгоритмам и время от времени применять их в жизни. Так школьник сможет самостоятельно систематизировать свои цели и быстрее их добиваться в будущем.

Благодарим за чтение!

Другие статьи

Социальный интеллект у детей: что это такое и как развить?
Социальный интеллект у детей: что это такое и как развить?
Подробнее
4 ошибки, которые мешают говорить убедительно (+ чек-лист для подготовки к выступлению)
4 ошибки, которые мешают говорить убедительно (+ чек-лист для подготовки к выступлению)
Подробнее
Как хвалить ребенка, чтобы мотивировать его на успех?
Как хвалить ребенка, чтобы мотивировать его на успех?
Подробнее
5 секретов работающих мам: как все успевать?
5 секретов работающих мам: как все успевать?
Подробнее
Как реагировать на плохие оценки ребенка? (Памятка для родителей от психолога «Имена Продакшн»)
Как реагировать на плохие оценки ребенка? (Памятка для родителей от психолога «Имена Продакшн»)
Подробнее