- «Безусловное принятие»
- Слушать и слышать
- Не приказывать, а разговаривать
- Одобрять и хвалить — это важно
От того, как строится общение в семье, зависит вся будущая жизнь ребенка. Из этого первого и самого важного общения формируется самооценка и уверенность в себе, усваиваются ролевые и поведенческие модели, формируется мировоззрение и ощущение себя в этом мире. Если родитель часто срывается и кричит на ребенка, это разрушает детскую личность: у ребенка выстраиваются психологические защиты, снижается вера в свои силы и усиливается страх ошибки. И, наоборот, бережное, доброжелательное отношение со стороны родителей способствует гармоничному развитию сильной личности.
«Безусловное принятие»
Потребность в безусловном принятии — одна из базовых потребностей детей. Ребенок должен понимать, что он важен и нужен, что родитель его любит, несмотря ни на что. Поэтому крайне важно разделять поступок ребенка и его личность. Осуждая плохой поступок, родитель не должен переносить осуждение на самого ребенка. Недопустимы фразы, относящиеся к личности: «Какой же ты неуклюжий», «С тобой одни проблемы» и другие подобные высказывания.
Вместо этого важно попытаться понять ребенка, встать «на его сторону», чтобы вместе разобраться с проблемой. Проговорить, какой поступок был неправильным, объяснить, почему так нельзя, и спросить у ребенка, почему он так поступил. Только в доброжелательной спокойной беседе ребенок сможет осознать свою ошибку и признать ее.
Слушать и слышать
Один из базовых принципов правильного общения с ребенком — «активное слушание». Это процесс, когда родитель не стремится сразу дать ребенку решение его проблемы, не отрицает его эмоции, а дает им место, позволяет ребенку высказаться, а уже потом, если это потребуется, дает обратную связь. Часто это оказывается лишним. Выплеснув свою обиду, грусть или негодование, ребенок сам разрешает проблемную ситуацию, и она перестает его тревожить.
Подробнее об активном слушании можно почитать в статье генерального директора «ИМЕНА Продакшн» Дианы Тевосовой: Как правильно слушать ребенка?
Не приказывать, а разговаривать
Чаще всего родители склонны отдавать детям указания: «помой посуду», «сделай уроки», «уберись в комнате», причем нередко они сопровождаются назиданиями и раздражением. Если все общение детей и родителей сводится к такому формату, теряется эмоциональная связь в семье, близкие люди отдаляются друг от друга, чаще возникают конфликты и споры. Особенно плохо, если руководящая позиция родителя проявляется в игре или совместной деятельности с ребенком. В такой среде ребенок чувствует себя некомфортно, неуверенно, возникает эмоциональное напряжение, которое может выливаться в слезы и протесты. Поэтому многие дети проявляют упрямство и не выполняют родительские «распоряжения».
Стоит разговаривать
Так, детский психолог Юлия Гиппенрейтер рекомендует напоминать детям об их обязанностях, используя внешние стимулы: картинки, плакаты, записки, схемы и инструкции. Например, можно повесить в детской комнате
Одобрять и хвалить — это важно
Часто родители неосознанно делают акцент на «плохом»: «Перестань лениться!», «Не делай так», «Ты опять допустил тут ошибку/получил двойку», а «хорошее» оставляют без внимания. А ребенку кажется, что он все делает неправильно, и он фокусируется на негативе.
Гораздо эффективнее указывать на то, что получилось хорошо. Это укрепляет уверенность ребенка в своих силах, мотивирует его достигать новых успехов. Главное, не хвалить ребенка без причины или за поступок, который не требует похвалы. Дети чувствуют, когда взрослый говорит неискренне, и не ценят такую похвалу.
Мы приглашаем ваших детей на занятия в Детский центр «ИМЕНА Продакшн». С нами ваш ребенок разовьет свои таланты, получит профессиональное творческое развитие и обретет добрых друзей!