Однажды мне довелось наблюдать спор между семилетним сыном и его мамой. Мальчик вышел расстроенным с урока рисования и сообщил маме, что «его рисунок хуже всех». Женщина, конечно, сразу начала переубеждать сына и нахваливать рисунок. Но, как ни странно, ребенка это только рассердило. И чем больше она призывала его «не расстраиваться», чем красочнее хвалила рисунок, тем больше сердился ребенок. Все закончилось истерикой и смятым рисунком.
Но конфликта можно было бы избежать, если знать, что на самом деле нужно было услышать ребенку. Мы часто разговариваем с детьми в форме приказов, спорим с ними или выдаем «готовые решения» на детские жалобы. Однако это не решает проблему.
«Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств, — пишет Юлия Гиппенрейтер в своей «карманной» книге «Чудеса активного слушания. — Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В лучше всего… его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли».
Активно слушать ребенка — значит, пытаться понять его чувства и назвать их «по именам». «Ты огорчен/сердишься/напуган» — такие фразы показывают ребенку, что родитель понимает его чувства, а значит, он не останется один на один со своей проблемой.
Полезный психологический прием — повторение реплики ребенка. Это позволяет детям услышать фразу со стороны, глубже осознать ее значение и чувства заложенные в ней.
При активном слушании все фразы утвердительные. Вопросы отдаляют нас от детей, когда те обижены или расстроены. Утвердительные фразы, наоборот, дают ребенку понять, что мы его слышим и понимаем, а не только интересуемся внешними фактами происходящего.
Не спешите говорить снова, если ребенок молчит. Возможно, ему нужно осознать свои эмоции, прежде чем продолжить разговор.
Метод активного слушания помогает ребенку самостоятельно разобраться со своими чувствами. Благодаря этому развивается эмоциональный интеллект, и ребенок учится управлять своим настроением. Но главное, ребенок ощущает себя психологически защищенным, ведь родители понимают его чувства.
Автор: Диана Тевосова