Сайт использует файлы Cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий. Узнать подробнее

×
Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
4 ошибки, которые мешают говорить убедительно (+ чек-лист для подготовки к выступлению)

4 ошибки, которые мешают говорить убедительно (+ чек-лист для подготовки к выступлению)

Выступление у доски, рассказ истории в новой компании, презентация проекта — как ваш ребенок реагирует на такие «вызовы» общества? Есть дети, которые свободно и легко чувствуют себя в коллективе и на сцене. Они умеют объяснить свою точку зрения. А когда они что-то рассказывают, окружающие слушают, затаив дыхание. Однако такими навыками обладают далеко не все. Что мешает школьникам говорить красиво и убедительно?

Многословие

В обществе есть распространенное заблуждение: «Чем больше говорит, тем больше знает». На самом деле, все как раз наоборот. Чаще всего многословность появляется из-за нехватки слов и знаний.

Другая причина — отсутствие структуры выступления. Очень сложно понять, что имеет в виду оратор, если он вываливает на слушателей сразу все свои мысли без «редактуры», перескакивает с темы на тему. Слушать такое выступление очень трудно, а нить повествования теряется очень быстро.

Совет! Предложите ребенку прописать основные тезисы выступления. Вот одна из схем, по которой можно построить выступление: описание проблемы, предложение решения, несколько аргументов в его пользу, заключение. Если же ребенок многословен из-за нехватки знаний по теме, предложите вместе разобраться с материалом получше.

«Сорные» слова

«Э-э», «типа», «как бы», «в общем», «короче» — слова-«паразиты» способны изуродовать любую речь и испортить впечатление от самого оратора. За ними теряется смысл сообщения. Поэтому так важно с детства приучать детей к чистой речи и избавляться от слов-«паразитов» в самом начале их появления.

Совет! Запишите детскую речь на диктофон и вместе прослушайте запись. Со стороны станет понятно, какие слова встречаются чаще других и портят речь. Выпишите такие слова и попросите ребенка обращать внимание на них во время выступления.

Однако не рекомендуется применять этот прием с неуверенными детьми. Сосредоточившись на поиске «сорных» слов, слишком стеснительные и робкие дети могут растеряться во время презентации.

Незнание своей аудитории

Представьте, что вам нужно рассказать о каком-нибудь природном явлении (например, о дожде) группе детей дошкольного возраста и группе метеорологов. Подойдет ли для обеих аудиторий одна и та же манера подачи материала? Конечно, нет. Дети не поймут сложных терминов, которые будут понятны метеорологам, а специалисты заскучают, если вы попытаетесь донести им материал в максимально простой форме.

Непонимание своей аудитории приводит к тому, что транслируемые мысли не доходят до слушателей. И вместо восторга и сопричастности можно натолкнуться на разочарование и протест.

Знаете ли вы, что люди понимают лишь около 60% информации, а усваивают и запоминают — всего около 20%?

Слишком много «воды»

Хорошее выступление должно содержать не только размышления докладчика, но и так называемую «фактуру». К ней относятся: статистические данные, исторические и биографические справки, результаты исследований, интересные факты, практические рекомендации и лайфхаки, шутки, вопросы для слушателей. Необязательно включать все сразу, но 2–3 пункта добавить необходимо.

Чек-лист для подготовки к выступлению для детей

  • Помогите ребенку составить план выступления, где тезисно укажите главные мысли. Следите за логикой повествования — мысли не должны противоречить друг другу.
  • Пропишите «портрет» аудитории. Кто эти люди? Что они любят? Какие их основные тревоги и «боли»? Какие слова они употребляют чаще всего? Чем подробнее будет описание, тем лучше. Подстройте выступление под этот образ.
  • Выпишите на лист слова, которые могут быть непонятны аудитории. Вместе с ребенком подумайте, чем их можно заменить.
  • Подумайте, какие вопросы могут возникнуть у слушателей. Поищите на них ответы. Важно, чтобы ребенок хорошо разбирался в теме.
  • Помогите ребенку подготовить «шпаргалку», к которой он сможет обращаться во время презентации, чтобы не потерять нить повествования.
  • Предложите ребенку порепетировать и проговорить речь несколько раз. Обратите внимание на «слабые» моменты: что кажется слишком скучным или непонятным?

Читайте также о 5 приемах ораторского мастерства от экспертов TED, которые вы можете применить уже сейчас.

Грамотная речь, умение строить выступление и понятно доносить информацию до слушателей — это целое искусство. Воспитанники «Имена Продакшн» учатся ему на курсах ораторского мастерства и сценической речи. Результат вы можете видеть сами на шоу «Взгляд снизу», а также в десятках других проектов и выступлений, в которых принимают участие наши воспитанники.

И ваш ребенок тоже так может! Приводите его к нам и вы убедитесь в этом сами!

Наши дисциплины

Комплексное развитие
Комплексное развитие
Вокал
Вокал
Хореография для детей
Хореография для детей
Актерское мастерство
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическая речь
История России для детей
История России для детей
Искусствоведение для детей
Искусствоведение для детей
Развивающие занятия с психологом
Развивающие занятия с психологом
Подготовка к школе
Подготовка к школе
Раннее развитие
Раннее развитие
Английский язык
Английский язык
Логопед
Логопед
Воскресная школа
Воскресная школа
Катехизис для взрослых
Катехизис для взрослых
Психолог
Психолог
Бизнес-школа
Бизнес-школа
ТРИЗ
ТРИЗ
Академия юмора
Академия юмора
Рисование
Рисование
Арт-терапия
Арт-терапия

Другие статьи

5 эмоциональных привычек, которые мешают детям добиваться успеха
5 эмоциональных привычек, которые мешают детям добиваться успеха
Подробнее
Как развивать у ребенка межпредметные связи?
Как развивать у ребенка межпредметные связи?
Подробнее
5 шагов к пониманию своего ребенка
5 шагов к пониманию своего ребенка
Подробнее
Как говорить с ребенком, чтобы он не закрывался?
Как говорить с ребенком, чтобы он не закрывался?
Подробнее
Как научить ребенка размышлять?
Как научить ребенка размышлять?
Подробнее