Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
Как научить ребенка понимать свои эмоции?

Как научить ребенка понимать свои эмоции?

В современном мире не только взрослые, но и дети регулярно сталкиваются с ситуациями стресса, неопределенности и повышенной эмоциональной нагрузки. Так, согласно исследованиям Harris Insights & Analytics, до 79% школьников испытывают тревогу по поводу обучения и оценок. А согласно другому опросу, проведенному одной из российских школ, более 20% старшеклассников ощущают сильный стресс из-за сдачи ЕГЭ. Как научить ребенка справляться со сложными чувствами и не поддаваться негативным эмоциям?

В чем задача родителей?

Если понаблюдать за детьми разных возрастов, то можно заметить: чем младше ребенок, тем меньше он может управлять своими эмоциональными состояниями. Все дело в отсутствии у малышей опыта и практики, которые приходят по мере взросления.

Задача родителей — научить ребенка конструктивно проживать эмоции в ситуациях стресса, тревоги, неудачи. В том числе и собственным примером. Если ребенок видит, что родитель мгновенно выходит из себя, когда у него что-то не получается или что-то идет не по плану, начинает ругаться или тревожиться, он примет эту модель за правильную, и сам будет так реагировать.

Если же родитель демонстрирует конструктивную модель поведения: пытается найти выход из положения и ищет «плюсы» в сложившейся ситуации, не срывается на ближних и гармонично проживает чувства, то и ребенок будет стараться действовать таким же образом.

Принятие и беседа

Иногда родители пытаются отрицать наличие у ребенка определенного состояния, призывая «маскировать» страх, тревогу или печаль «позитивными» чувствами или контролировать их. Например, говоря такие фразы: «Не придумывай, все хорошо, ты совсем не устал», «Тут не из-за чего расстраиваться, улыбнись». Но это не позволяет решить проблему:

  • Эмоция просто вытесняется, а не проживается гармонично. Из-за этого ребенок может замыкаться в себе, а эмоции будут «прорываться» в форме необоснованных капризов, страхов или грубости.
  • На вытеснение и контроль тратится много психических сил, что сильно снижает работоспособность, ухудшает эмоциональный фон.

Родителям важно дать ребенку принятие его эмоций и поддержку. Необходимо проговорить и назвать их и, возможно, выразить творчески. Это обеспечивает необходимый контакт со своими чувствами и дает возможность работы с ними. Есть много творческих способов взаимодействия со сложными чувствами, например, создание «блокнота настроения», в котором ребенок изображает свое эмоциональное состояние.

При этом важно напомнить ребенку, что независимо от того, какие эмоции возникают, у него всегда есть возможность решать, как действовать в сложившейся ситуации. Ведь в одной и той же ситуации есть разные стратегии действия.

Совет! Если ребенок не может справиться со своими эмоциями и не обучается этому, родителям необходимо обратиться за консультацией к специалисту. Он сможет определить, в чем причина. Если дело в травме, то психолог объяснит родителям, как это исправлять. И, конечно, большую роль играет родительская поддержка. Она очень важна для ребенка.

Нужно ли убирать все стресс-факторы?

В жизни бывают ситуации, когда убрать стресс-фактор необходимо как можно быстрее. Если в классе, где учится ребенок, сложилась нездоровая атмосфера: его обижают одноклассники, нет взаимопонимания с учителем или присутствуют другие факторы, на которые родитель не в силах повлиять, то необходимо забрать ребенка из этой среды, чтобы не сформировалась травма.

Но бывают и другие ситуации. Предположим, ребенок пошел в художественную студию, но у него не получилось сразу нарисовать картину. Это приводит к неприятным эмоциям, снижает уверенность в себе. Первая реакция в таком случае — бросить занятия, то есть убрать стресс-фактор. Но родитель должен объяснить: чтобы получить результат и обрести навык, необходимо преодолеть этот порыв и попробовать еще раз, несмотря на неприятные эмоции. Полезнее будет обучить ребенка действовать в новых условиях, а не убегать от них.

Приглашаем ваших детей на развивающие занятия с психологом в Центр «ИМЕНА Продакшн». В рамках занятий ребенок научится самостоятельно контролировать эмоции и конструктивно проживать их в игре и творчестве.

Читайте также:

Проблемы с социализацией у детей: почему они возникают и как их решить?
Проблемы социализации — наиболее частые проблемы современных детей и подростков. Но если понимать, как и почему они возникают, можно избежать их появления и научить ребенка общению.
4К — навыки будущего: что это такое и как развить их у детей?
Современный мир стремительно меняется, и чтобы добиться в нем успеха, детям необходимо развивать в себе определенные качества и навыки. Наиболее актуальными считаются навыки из модели 4К.

Наши дисциплины

Детская театральная студия
Детская театральная студия
Вокал
Вокал
Хореография для детей
Хореография для детей
Актерское мастерство
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическая речь
История России для детей
История России для детей
Искусствоведение для детей
Искусствоведение для детей
Развивающие занятия с психологом
Развивающие занятия с психологом
Подготовка к школе
Подготовка к школе
Раннее развитие
Раннее развитие
Английский язык
Английский язык
Логопед
Логопед
Воскресная школа
Воскресная школа
Катехизис для взрослых
Катехизис для взрослых
Психолог
Психолог
Бизнес-школа
Бизнес-школа
Комплексное развитие
Комплексное развитие
ТРИЗ
ТРИЗ
Академия юмора
Академия юмора
Рисование
Рисование

Другие статьи

Талантливое детство на сцене
Талантливое детство на сцене
Подробнее
Как подготовить ребёнка к школе
Как подготовить ребёнка к школе
Подробнее
Буллинг в детском коллективе
Буллинг в детском коллективе
Подробнее
7 исследований о влиянии классической музыки на детское развитие
7 исследований о влиянии классической музыки на детское развитие
Подробнее
5 ошибок, которые современные родители совершают в воспитании
5 ошибок, которые современные родители совершают в воспитании
Подробнее
Наверх