- Читайте книги с ребенком
- Обсуждайте то, что происходит вокруг
- Прививайте любовь к искусству
- Развивайте детей комплексно
- Играйте в игры для мозга
Современный мир предлагает детям развлечения, которые не требуют мыслительной нагрузки и негативно влияют на мозг. Например, исследования показали, что короткие видео в
Однако человеку необходимо с детства развивать критическое мышление. Это не только залог успешного профессионального роста, но и важное условие развития гармоничной личности.
Читайте книги с ребенком
Чтение расширяет кругозор, развивает интеллект, эмпатию и фантазию. Исследование, проведенное специалистами из Университета Эмори с применением МРТ, показало, что во время чтения особенно активна центральная борозда мозга — размышления в этой зоне могут преобразовываться в реальные ощущения. Таким образом, читая, ребенок не только узнает новое, но и в
Совет! По названию текста предложите ребенку подумать, о чем будет история. После прочтения каждой логической части текста останавливайтесь и обсуждайте прочитанное. В конце спросите ребенка, что в истории ему понравилось, а с чем он был не согласен? Как он поступил бы на месте главного героя? Какие мысли и ассоциации вызвало у него прочитанное?
Обсуждайте то, что происходит вокруг
Каждый день в жизни любой семьи и общества происходят маленькие и большие события. Многие родители не придают им значения, но важно разговаривать с детьми об этом, спрашивать их мнение, высказывать свои рассуждения на этот счет. Благодаря таким беседам ребенок учится рассматривать ситуацию с разных сторон, задавать себе правильные вопросы и не делать быстрых выводов.
Важно! Не нужно всегда отвечать за ребенка. Позвольте ему самостоятельно найти и сформулировать ответ, даже если это займет продолжительное время.
Прививайте любовь к искусству
Искусство — это сокровищница человеческого опыта и мудрости. Приобщая к нему ребенка, знакомя его с произведениями великих мастеров, вы развиваете у малыша не только эстетический вкус и любовь к красоте, но и умение анализировать, размышлять. За каждым произведением стоит своя история — история его создания, история мастера и эпохи. Сопоставляя факты, узнавая новое, дети лучше узнают окружающий мир и учатся говорить о нем.
Важно! Ученые из Чили доказали, что прослушивание музыкальных композиций и обучение музыке полезно для детского мозга. В журнале Frontiers in Neuroscience были опубликованы результаты исследования, которые показали: прослушивание музыки повышает мозговую активность в зонах, связанных с памятью и мышлением.
Развивайте детей комплексно
Сейчас многие педагоги затачивают обучение детей под сдачу ЕГЭ, но это не правильно. Важно развивать у детей междисциплинарные связи, учить их думать не только в рамках одного предмета, но и находить взаимосвязи во всем мире в целом. А еще необходимо расширять детский кругозор, выходить за рамки школьной программы. Если у человека есть крепкая база знаний, ему будет легче выстраивать свои рассуждения и искать логические связи в разрозненных на первый взгляд понятиях.
Это интересно!
В некоторых европейских школах практикуется кроссдициплинарное развитие учеников. Дети изучают одну и ту же тему с разных сторон. Например, если на уроках истории ученики проходят культуру и быт Средневековья, то на литературе они изучают писателей и поэтов того времени, а на географии — географические открытия, сделанные в Средние века
Играйте в игры для мозга
Вот несколько идей для развития логики и критического мышления у детей:
- Кубик Блума. Кубик содержит шесть сторон с названиями: назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись. Сначала называется тема обсуждения, потом бросается кубик. В зависимости от того, что выпало, ребенку задаются вопросы. Например, грань «предложи» требует от ребенка поиска собственного решения проблемы, грань «почему» предполагает поиск
причинно-следственных связей, а если выпало «поделись», ребенок должен озвучить свои размышления по теме. - Метод «тонких» и «толстых» вопросов. К «тонким» вопросам относятся такие: Кто? Что? Верно ли?.. Согласен ли ты?.. Ответ на них не предполагает особых рассуждений. «Толстые» требуют более развернутого ответа. Например: В чем различие? Объясни, почему? Как ты считаешь?
- Игра «Новости». Предложите ребенку несколько новостей, часть из которых правдивые, а часть — выдуманные. Задача ребенка рассуждать и угадать, где настоящие новости.
Важно помнить, что развитие мышления и умения рассуждать — комплексный процесс, неотделимый от эмоционального интеллекта, изучения истории и искусства, понимания закономерностей окружающего мира.