- Интересы обязательно есть, но какие?
- Спросите напрямую
- Настоять или не надо?
- Лингвист или натуралист?
Вопрос самоопределения, развития талантов и поиска предназначения стоит остро в любом возрасте. Некоторые люди с раннего детства тянутся к
Но возможна ли ситуация, когда ребенок ничем не увлекается? И как поступить, если кажется, что у него нет интересов? Об этом мы поговорили с психологом «Имена Продакшн».
Интересы обязательно есть, но какие?
Часто родительская фраза «Мой ребенок не хочет ничем заниматься» означает «Мой ребенок не хочет заниматься тем, что мне нравится». Для многих родителей становится открытием, что их ребенок имеет много интересов. Просто не таких, как им хотелось бы. Например, мама мечтает, чтобы сын играл на гитаре или занимался боксом. Она концентрирует на этом все свое внимание и не замечает, что мальчику интереснее наблюдать за птицами или изучать растения в городском сквере. Или ребенок весь день читает книги вместо того, чтобы учить английский для поступления на лингвиста, как ему пророчили взрослые.
Совет! Понаблюдайте за ребенком несколько дней. Записывайте все, что он делает, даже если это игра в гаджет или просмотр сериала. Проявите интерес даже к этим, на первый взгляд, праздным занятиям.
Например, расспросите подростка о его любимых сериалах: почему они ему нравятся? Возможно, ребенка увлекают хитро закрученные сюжеты — тогда предложите написать свой. Или его интересуют эмоции героев — в этом случае, возможно, сфера его интересов лежит в психологии.
Если речь идет о маленьких детях, то тут еще проще. Они всегда делают то, что им нравится. Например, ребенок собирает шишки на улице и тащит домой. «Бесполезное занятие» — скажет родитель. Но попробуйте стимулировать исследовательскую деятельность малыша, предложив сделать из шишек поделку. Или достать семена и посадить в горшок. Или взять детскую энциклопедию и прочитать раздел о хвойных деревьях. Или устроить на улице соревнование: кто дальше забросит шишку.
Спросите напрямую
Удивительно, но факт: родители редко спрашивают детей о том, что им интересно. А если и делают это, что часто в момент очередного спора о том, что «нужно заниматься хоть
Но попробуйте узнать об интересах ребенка у него самого. Лучше не спрашивать прямо, а аккуратно и спокойно поговорить о планах на будущее (если это подросток), о стремлениях, мечтах, о желаемой профессии в будущем.
Например, можно предложить такие упражнения:
- Напиши 10–20 занятий, от которых ты получаешь настоящее удовольствие. Необходимость найти такое количество пунктов заставляет подростка не ограничиваться банальными и очевидными делам (сидеть в соцсетях, общаться с друзьями). Проанализируйте список и выделите в нем общую сферу (коммуникации, техника, спорт
и т. д. ) - Предложите пофантазировать и представить, что не нужно ходить в школу, думать о ВУЗе, работе. Чем бы тогда он занимался?
- Задайте вопросы: какие умения, навыки и черты характера ты больше всего ценишь в себе? Часто именно здесь лежит предназначение человека.
Настоять или не надо?
Наблюдения показали, что 22 из 25 знаменитых людей (в разных сферах) начали заниматься делом, в котором добились успеха, в раннем детстве и благодаря настойчивости родителей. Но это вовсе не значит, что нужно «переламывать» ребенка, заставляя его делать то, что он откровенно не хочет. Здесь все индивидуально.
Но даже если малыш еще не определился с любимым делом и не проявляет интереса к
Лингвист или натуралист?
Мы уже писали о теории множественного интеллекта Говарда Гарднера. Согласно ей, существует семь типов интеллекта, которые обуславливают детские интересы и склонности. Если вы еще не знакомы с этой теорией, пожалуйста, ознакомьтесь. Она поможет лучше понять особенности конкретного ребенка и найти его таланты, даже если кажется, что их нет. Например, если ребенок много говорит, постоянно пересказывает события в школе, на ходу сочиняет истории, не нужно называть его «болтуном». Лучше предложите посетить кружок журналистики или курсы ораторского мастерства.
Присматривайтесь к своему ребенку, узнавайте о его жизни, о его мечтах и целях. Не бывает детей без интересов, но бывают случаи, когда родители не смогли эти интересы разглядеть.