Сайт использует файлы Cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий. Узнать подробнее

×
Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
Как развить фонематическое восприятие у детей?

Как развить фонематическое восприятие у детей?

Речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте — одна из главных задач родителей. Исходя из нее, строится индивидуальное комплексное развитие детей.

Что такое фонематическое восприятие?

Когда малыш учится говорить и понимать обращенную к нему речь, развитие идет в двух сферах — произносительная сторона речи и распознавание и анализ речи. В центрах дошкольной подготовки большое внимание уделяют обеим сферам. Анализ звукового содержания, в свою очередь, включает слух и восприятие.

  1. Фонематический слух — врожденная способность слышать и различать единицы речи.
  2. Фонематическое восприятие — это способность различать смыслоразличительные единицы языка (фонемы) и понимать звуковой состав родного языка.

Это необходимое условие для формирования красивой связной речи, четкого произношения, обучения чтению и письму, которые необходимы не только в обычной жизни, но и в школах актерского мастерства и на занятиях по вокалу.

Почему важно развивать это в дошкольном возрасте?

Слух формируется естественным образом еще до рождения, а после рождения проходит серьезное совершенствование, которое завершается примерно к 7–8 годам. Психолог Лев Выготский выделял три речевые операции, для которых необходим фонематический слух:

  • умение определять, есть ли данный звук в конкретном слове;
  • умение распознавать и понимать слова, состоящие из одинаковых букв, расположенных в разном порядке;
  • способность понимать похожие по звучанию, но разные по смыслу слова.

Фонематическое восприятие, наоборот, формируется не спонтанно, а требует определенных усилий со стороны ребенка, родителей и педагогов.

Нарушение этих функций может привести к отставанию ребенка от образовательной программы в саду, а потом и в школе, к затруднению освоения русского языка и письменной речи.

Чаще всего нарушения звукового восприятия диагностируют во время подготовки к школе. В этом случае педагоги сразу отправляют малыша на занятия к логопеду для детей 5 и более лет.

Как понять, что у дошкольника нарушен фонематический слух?

Если в этой области есть нарушения, то это проявляется в речи. Понаблюдайте, как малыш говорит дома или в центре творческого развития. Если он искажает звуки, произносит их неправильно, переставляет и заменяет их в речи (и буквы в письме), не может сосчитать, сколько звуков в слове, стоит поискать занятия с логопедом в Москве или другом городе.

Упражнения для улучшения слухового восприятия у детей

Распознавание неречевых звуков. Это игровая практика, которую возможно проводить дома, на прогулке, в детском клубе или в любой другой обстановке. Попросите малыша прислушаться и ответить: что шумит за окном? Сколько фонем он может различить? Что их производит? Аналогично можно играть дома, используя музыкальные инструменты или запись их звучания.

Высота звучания. В этом упражнении детей учат различать тон издаваемых звуков. Вариантов упражнения много. Например, включите запись детской сказки про «Трех медведей» и попросите ребенка ответить, какой голос принадлежит папе-медведю, какой маме, какой малышу.

Распознавание похожих слов. Важно научить дошкольника не путать похожие слова и правильно произносить их, не заменяя буквы похожими. Вот такое упражнение используют в центрах раннего развития и на курсах для детей: покажите малышу картинку и произносите название того, что на ней нарисовано, заменяя только первую букву. Задача ребенка, услышав верное произнесение слова, хлопнуть в ладоши и остановить взрослого.

Звуки и цвета. Дайте дошкольнику 3–5 карточек разных цветов. Заранее объясните, что каждому цвету соответствует звук. Например, зеленый — А, желтый — У и т. д. Ребенок должен подниматься карточку соответствующего цвета, когда услышат конкретный звук.

Формирование речевых и слуховых навыков — ответственный и важный процесс, поэтому стоит доверить его профессионалам. В Центре дополнительного образования для детей «Имена Продакшн» работают высококвалифицированные логопеды, которые не только исправят дефекты речи у дошкольников и школьников, но и помогут улучшить речь и слух для занятий в детской студии вокала.

19.07.2021.

Другие статьи

Почему вам стоит отдать ребенка на ораторское мастерство для детей и подростков уже сейчас?
Подробнее
5 главных проблем современных детей и способы их решения
Подробнее
Выбираем педагога: какими качествами должен обладать идеальный репетитор, учитель и педагог из детского центра?
Подробнее
Теория множественного интеллекта Гарднера: как помочь ребенку развить его истинные таланты?
Подробнее
Как развить любознательность у дошкольников и школьников?
Подробнее