Сайт использует файлы Cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий. Узнать подробнее

×
Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
Как развить фонематическое восприятие у детей?

Как развить фонематическое восприятие у детей?

Речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте — одна из главных задач родителей. Исходя из нее, строится индивидуальное комплексное развитие детей.

Что такое фонематическое восприятие?

Когда малыш учится говорить и понимать обращенную к нему речь, развитие идет в двух сферах — произносительная сторона речи и распознавание и анализ речи. В центрах дошкольной подготовки большое внимание уделяют обеим сферам. Анализ звукового содержания, в свою очередь, включает слух и восприятие.

  1. Фонематический слух — врожденная способность слышать и различать единицы речи.
  2. Фонематическое восприятие — это способность различать смыслоразличительные единицы языка (фонемы) и понимать звуковой состав родного языка.

Это необходимое условие для формирования красивой связной речи, четкого произношения, обучения чтению и письму, которые необходимы не только в обычной жизни, но и в школах актерского мастерства и на занятиях по вокалу.

Почему важно развивать это в дошкольном возрасте?

Слух формируется естественным образом еще до рождения, а после рождения проходит серьезное совершенствование, которое завершается примерно к 7–8 годам. Психолог Лев Выготский выделял три речевые операции, для которых необходим фонематический слух:

  • умение определять, есть ли данный звук в конкретном слове;
  • умение распознавать и понимать слова, состоящие из одинаковых букв, расположенных в разном порядке;
  • способность понимать похожие по звучанию, но разные по смыслу слова.

Фонематическое восприятие, наоборот, формируется не спонтанно, а требует определенных усилий со стороны ребенка, родителей и педагогов.

Нарушение этих функций может привести к отставанию ребенка от образовательной программы в саду, а потом и в школе, к затруднению освоения русского языка и письменной речи.

Чаще всего нарушения звукового восприятия диагностируют во время подготовки к школе. В этом случае педагоги сразу отправляют малыша на занятия к логопеду для детей 5 и более лет.

Как понять, что у дошкольника нарушен фонематический слух?

Если в этой области есть нарушения, то это проявляется в речи. Понаблюдайте, как малыш говорит дома или в центре творческого развития. Если он искажает звуки, произносит их неправильно, переставляет и заменяет их в речи (и буквы в письме), не может сосчитать, сколько звуков в слове, стоит поискать занятия с логопедом в Москве или другом городе.

Упражнения для улучшения слухового восприятия у детей

Распознавание неречевых звуков. Это игровая практика, которую возможно проводить дома, на прогулке, в детском клубе или в любой другой обстановке. Попросите малыша прислушаться и ответить: что шумит за окном? Сколько фонем он может различить? Что их производит? Аналогично можно играть дома, используя музыкальные инструменты или запись их звучания.

Высота звучания. В этом упражнении детей учат различать тон издаваемых звуков. Вариантов упражнения много. Например, включите запись детской сказки про «Трех медведей» и попросите ребенка ответить, какой голос принадлежит папе-медведю, какой маме, какой малышу.

Распознавание похожих слов. Важно научить дошкольника не путать похожие слова и правильно произносить их, не заменяя буквы похожими. Вот такое упражнение используют в центрах раннего развития и на курсах для детей: покажите малышу картинку и произносите название того, что на ней нарисовано, заменяя только первую букву. Задача ребенка, услышав верное произнесение слова, хлопнуть в ладоши и остановить взрослого.

Звуки и цвета. Дайте дошкольнику 3–5 карточек разных цветов. Заранее объясните, что каждому цвету соответствует звук. Например, зеленый — А, желтый — У и т. д. Ребенок должен подниматься карточку соответствующего цвета, когда услышат конкретный звук.

Формирование речевых и слуховых навыков — ответственный и важный процесс, поэтому стоит доверить его профессионалам. В Центре дополнительного образования для детей «Имена Продакшн» работают высококвалифицированные логопеды, которые не только исправят дефекты речи у дошкольников и школьников, но и помогут улучшить речь и слух для занятий в детской студии вокала.

Другие статьи

Социальный интеллект у детей: что это такое и как развить?
Социальный интеллект у детей: что это такое и как развить?
Подробнее
4 ошибки, которые мешают говорить убедительно (+ чек-лист для подготовки к выступлению)
4 ошибки, которые мешают говорить убедительно (+ чек-лист для подготовки к выступлению)
Подробнее
Как хвалить ребенка, чтобы мотивировать его на успех?
Как хвалить ребенка, чтобы мотивировать его на успех?
Подробнее
5 секретов работающих мам: как все успевать?
5 секретов работающих мам: как все успевать?
Подробнее
Как реагировать на плохие оценки ребенка? (Памятка для родителей от психолога «Имена Продакшн»)
Как реагировать на плохие оценки ребенка? (Памятка для родителей от психолога «Имена Продакшн»)
Подробнее