- Что такое фонематическое восприятие?
- Почему важно развивать это в дошкольном возрасте?
- Как понять, что у дошкольника нарушен фонематический слух?
- Упражнения для улучшения слухового восприятия у детей
Речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте — одна из главных задач родителей. Исходя из нее, строится индивидуальное комплексное развитие детей.
Что такое фонематическое восприятие?
Когда малыш учится говорить и понимать обращенную к нему речь, развитие идет в двух сферах — произносительная сторона речи и распознавание и анализ речи. В центрах дошкольной подготовки большое внимание уделяют обеим сферам. Анализ звукового содержания, в свою очередь, включает слух и восприятие.
- Фонематический слух — врожденная способность слышать и различать единицы речи.
- Фонематическое восприятие — это способность различать смыслоразличительные единицы языка (фонемы) и понимать звуковой состав родного языка.
Это необходимое условие для формирования красивой связной речи, четкого произношения, обучения чтению и письму, которые необходимы не только в обычной жизни, но и в школах актерского мастерства и на занятиях по вокалу.
Почему важно развивать это в дошкольном возрасте?
Слух формируется естественным образом еще до рождения, а после рождения проходит серьезное совершенствование, которое завершается примерно к 7–8 годам. Психолог Лев Выготский выделял три речевые операции, для которых необходим фонематический слух:
- умение определять, есть ли данный звук в конкретном слове;
- умение распознавать и понимать слова, состоящие из одинаковых букв, расположенных в разном порядке;
- способность понимать похожие по звучанию, но разные по смыслу слова.
Фонематическое восприятие, наоборот, формируется не спонтанно, а требует определенных усилий со стороны ребенка, родителей и педагогов.
Нарушение этих функций может привести к отставанию ребенка от образовательной программы в саду, а потом и в школе, к затруднению освоения русского языка и письменной речи.
Чаще всего нарушения звукового восприятия диагностируют во время подготовки к школе. В этом случае педагоги сразу отправляют малыша на занятия к логопеду для детей 5 и более лет.
Как понять, что у дошкольника нарушен фонематический слух?
Если в этой области есть нарушения, то это проявляется в речи. Понаблюдайте, как малыш говорит дома или в центре творческого развития. Если он искажает звуки, произносит их неправильно, переставляет и заменяет их в речи (и буквы в письме), не может сосчитать, сколько звуков в слове, стоит поискать занятия с логопедом в Москве или другом городе.
Упражнения для улучшения слухового восприятия у детей
Распознавание неречевых звуков. Это игровая практика, которую возможно проводить дома, на прогулке, в детском клубе или в любой другой обстановке. Попросите малыша прислушаться и ответить: что шумит за окном? Сколько фонем он может различить? Что их производит? Аналогично можно играть дома, используя музыкальные инструменты или запись их звучания.
Высота звучания. В этом упражнении детей учат различать тон издаваемых звуков. Вариантов упражнения много. Например, включите запись детской сказки про «Трех медведей» и попросите ребенка ответить, какой голос принадлежит
Распознавание похожих слов. Важно научить дошкольника не путать похожие слова и правильно произносить их, не заменяя буквы похожими. Вот такое упражнение используют в центрах раннего развития и на курсах для детей: покажите малышу картинку и произносите название того, что на ней нарисовано, заменяя только первую букву. Задача ребенка, услышав верное произнесение слова, хлопнуть в ладоши и остановить взрослого.
Звуки и цвета. Дайте дошкольнику 3–5 карточек разных цветов. Заранее объясните, что каждому цвету соответствует звук. Например, зеленый — А, желтый — У
Формирование речевых и слуховых навыков — ответственный и важный процесс, поэтому стоит доверить его профессионалам. В Центре дополнительного образования для детей «Имена Продакшн» работают высококвалифицированные логопеды, которые не только исправят дефекты речи у дошкольников и школьников, но и помогут улучшить речь и слух для занятий в детской студии вокала.