- Стэнфордский зефирный эксперимент
- Дело в мозге
- Почему дети идут на поводу у желаний?
- Формируйте правильную среду
- Создавайте гипотетические ситуации
- Хвалите усилия, а не результат
Современные родители знают: недостаточно просто отдать ребенка в лучшую школу и центр творческого развития ждать, что там он станет успешным. Необходимо всестороннее воспитание в детском центре, в школе, в семье, в среде сверстников. Кроме того, для успеха во взрослой жизни нужно с детства формировать у малыша полезные свойства характера. Самоконтроль является одним из них.
Стэнфордский зефирный эксперимент
В конце
Участниками эксперимента стали дети в возрасте от 3 до 6 лет. Им предлагалось сделать выбор: съесть небольшую зефирку немедленно или подождать 15 минут и получить угощение вдвое больше. Далее экспериментатор клал зефирку перед ребенком, выходил из комнаты и предоставлял малышу распорядиться сладостью по собственному желанию. Некоторые дети делали все, чтобы не поддаться соблазну, но были и те, которые сразу же съедали зефир.
Проанализировав результаты эксперимента и проследив судьбу участников в дальнейшем, ученые пришли к выводу, что наибольших успехов в жизни и учебе добиваются те, кто с детства развил в себе самоконтроль и умение отказаться от сиюминутного удовольствия ради будущих результатов.
Дело в мозге
Оказывается, самоконтроль определяется на физиологическом уровне. Ученые заметили, что у детей, которые хорошо контролируют себя, лучше развита префронтальная кора головного мозга. Такие малыши не только лучше справлялись с соблазном, но и имели более высокую концентрацию внимания и более высокое интеллектуальное развитие ребенка.
Поэтому бесполезно стараться развить самоконтроль упреками, угрозами и другими методами, которые резко критикуют психологи и педагоги из детских развивающих центров. Гораздо эффективнее ввести в воспитание методики развития концентрации, осознанности, самостоятельности.
Почему дети идут на поводу у желаний?
Этим вопросом задались ученые Национального института психического здоровья в США. Проанализировав исследования на эту тему, они вывели как минимум три негативных фактора, которые влияют на детскую силу воли:
-
Постоянная стимуляция с помощью компьютерных игр, социальных сетей и
интернет-серфинга . Это формирует привычку постоянно получать быстрое удовольствие и «балует» дофаминовые рецепторы мозга. - Ориентация на быстрый результат и отсутствие социального интереса.
- Избыток внешнего контроля и недостаток внутреннего. Современные дети посещают курсы ораторского искусства для детей, занятия по вокалу и множество других занятий. Однако чаще всего эти занятия строго контролируются взрослыми. Родители считают своей главной задачей оставить детям как можно меньше времени на свободную деятельность, но в этом кроется ошибка. Полностью положившись на внешний родительский контроль, малыши не развивают внутренний контроль. Они теряют контакт с собой, становятся пассивными и легче поддаются соблазну.
Таким образом, что самоконтроль формируется из двух факторов: самостоятельность и осознанность.
Формируйте правильную среду
Научно доказано, что в гармоничных семьях дети лучше контролируют себя, а психическое развитие ребенка идет быстрее и правильнее. Транслируйте детям безусловную любовь, но не потакайте манипуляциям. Любовь и умеренная строгость — вот та среда, в которой эмоциональный интеллект и способность к самоконтролю развивается быстрее всего.
Важно оказывать малышу поддержку в его делах и начинаниях — будь то занятия в детской студии вокала или лепка из пластилина в детском саду. Транслирование убеждения «У тебя все получится» формирует уверенность в себе, укрепляет силу воли и улучшает самоконтроль.
Совет! Создайте свод семейных правил, которых будет придерживаться вся семья.
Создавайте гипотетические ситуации
Умение видеть наперед и представлять себе разные исходы событий — отличная черта для тех, кто стремится к самоконтролю. Ее часто тренируют в хороших центрах детского развития, и это помогает воспитанникам критически мыслить даже в непростых жизненных ситуациях.
Предложите ребенку поразмышлять над некоей гипотетической ситуацией. Например, «Ты опаздываешь в детскую театральную студию и точно не успеешь к началу занятия. Что ты предпримешь?» Важно подтолкнуть ребенка к размышлениям о его действиях и их последствиях.
Хвалите усилия, а не результат
Если ваш ребенок посещает хорошие курсы для детей, то вы наверняка слышали этот совет. Похвалив за приложенный труд, родитель формирует у малыша понимание, что в любом деле важно приложить усилия. Они первичны и влияют на результат. В следующий раз малыш не станет быстро отказываться от сложной задачи, концентрируясь на процессе, а не на сложностях.
В Школе творчества для детей «Имена Продакшн» воспитанники развивают самоконтроль, дисциплинированность, целеустремленность и другие качества, необходимые для продуктивного обучения. Приводите ребенка к нам, и мы поможем ему сделать первые шаги к успеху!