Сегодня в магазинах огромный выбор игрушек, но далеко не каждая из них принесет малышу пользу и будет способствовать его развитию. Как отличить полезную игрушку от вредной, расскажет психолог «Имена Продакшн».
На что обратить внимание при выборе?
Возраст ребенка. В каждом возрасте у детей свои потребности, которые важно учитывать. Например, малышам до года больше подойдут простые развивающие предметы: кубики разных цветов и размеров, пирамидки, мягкие вкладыши, простые музыкальные инструменты. В этом возрасте не нужно покупать излишне яркие игрушки с множеством деталей или плюшевых зверей. С трех лет игровой инвентарь нужно расширить: пусть кроха познакомится с простыми пазлами, сортерами, конструкторами, творческими принадлежностями (пальчиковые краски, пластилин). У дошкольников (начиная уже с 3–4 лет) необходимо стимулировать интерес к
Интересы ребенка. Чтобы игра была в радость, важно идти за увлечениями ребенка. Родители часто хотят привить малышу
Совет! В игровой должны быть игрушки из разных категорий: образные (куклы и животные), хозяйственные (детская посуда, инструменты
Материалы. Важно обращать внимание на то, из чего сделана игрушка. Например, дешевые резиновые и пластиковые куклы могут содержать фенол. Поэтому лучше отдавайте предпочтение натуральным материалам: дереву, ткани, натуральному каучуку.
Совет! Потрогайте игрушку перед покупкой. Какие ощущения она вызывает у вас? Холодные, шершавые материалы неестественных цветов скорее отталкивают, чем вызывают интерес.
Безопасность. Проверьте, чтобы у игрушки не было выступающих острых элементов, которые могут поранить. Все детали должны быть хорошо закреплены. От нее не должно пахнуть клеем или другими химическими веществами.
Игрушка для развития — какая она?
Действительно полезная игрушка должна не только радовать ребенка, но и способствовать формированию здорового мироощущения, стимулировать развитие головного мозга, тренировать фантазию и воображение. По каким критериям можно это определить?
- Она реалистичная, имеет форму, цвет и вид, приближенные к реальности. Это важно, особенно для малышей, которые только начинают познавать мир.
- Она стимулирует несколько органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. Такой предмет тактильно приятен, сочетает разные фактуры, издает мелодичный звук, на нем есть узоры или рисунки, которые можно разглядывать.
- Она не дает готовых решений. Например, играя с конструктором, ребенок придумывает десятки способов его использования, причем многие из них настолько неординарны, что удивляют даже взрослых.
Бесполезные и опасные
Иногда даже внешне привлекательные (в точки зрения взрослого) игрушки могут быть вредны для детской психики. На что следует обратить внимание?
- Не покупайте детям нереалистичные игрушки. Особенно это касается кукол с непропорциональными лицами и телами, которые дети могут воспринимать как норму. В будущем они будут неосознанно стремиться к исковерканному «идеалу», что грозит снижением самооценки и неуверенностью в себе.
- Игрушки, предполагающие любое насилие (например, съемные детали на кукле, которые нужно оторвать, чтобы поставить новые), лучше исключить из детской комнаты.
- Считается, что детям не стоит дарить черные и красные игрушки, так как эти цвета негативно воздействуют на психику. То же самое касается слишком больших игрушек — особенно для малышей.
- Не покупайте «отрицательных персонажей». Сейчас наблюдается тенденция подменять в сознании детей негативный образ на позитивный через мультики и игрушки. Например, монстр, который в действительности должен пугать, преподносится, как «классный», «достойный восхищения», «модный». Это опасная тенденция, которая производит когнитивный диссонанс (тело и разум говорят: «опасно», а реклама твердит: «подружись с ним») и приводит к утрате естественных защитных механизмов у детей.
Также советуем ознакомиться со списком лучших игрушек для дошкольников по мнению психологов. Оказывается, дорогие и популярные игры — далеко не всегда оказываются полезными.