Скоро первое сентября, но если одни дети полны энтузиазма, то другие — не особо рвутся в бой. Как вдохновить ребенка на учебу и помочь ему повысить эффективность в обучении?
Почему ребенок «ленится»?
Причин плохой успеваемости и низкой заинтересованности в учебе может быть много, и важно сразу понять, что именно мешает вашему ребенку. Лучше всего аккуратно спросить об этом самого школьника или выяснить это в бережной беседе. Вот самые распространенные:
- Ребенку не подходит подача материала (слишком сложно/просто/скучно/непонятно).
- Он пропустил часть занятий (например,
из-за болезни) и отстал от программы. - У него плохие отношения с учителями или одноклассниками. Все внутреннее внимание в этом случае будет уходить на переживание конфликта.
- Он посещает множество дополнительных секций, и у него не хватает сил, чтобы успевать везде.
- Он считает данный вид обучения бессмысленным (например,
из-за обилия однотипных заданий и информации, которую нельзя применить на практике). - Он не понимает, зачем нужна учеба в школе и не мотивирован на достижение результата.
Причиной могут быть и личные проблемы подростка, с которыми лучше разбираться у психолога. Но чаще всего нежелание учиться является следствием низкой мотивации.
Совет! Следите, чтобы в обучении соблюдался баланс работы и отдыха. Например, во время выполнения домашнего задания полезно ставить таймер на 30–60 минут (в зависимости от возраста ребенка), а по истечению времени делать перерыв.
Читайте также: 5 советов, как заинтересовать ребенка учебой?
Мотивация — залог успеха
Если ребенок не понимает, зачем ходить в школу, то стремления к учебе у него не будет. К сожалению, часто родители забывают, что в их задачи входит объяснить ребенку важность обучения и мотивировать его на учебу.
Определите тип мотивации своего ребенка. Существуют разные классификации мотивации. Например, учеников принято делить на пять типов: призер, активист, исследователь, проектировщик, испытатель. В зависимости от принадлежности к тому или иному типу, определяются рычаги воздействия. Подробнее о всех типах можно прочитать в нашей статье 5 типов детской мотивации.
Найдите «точку любопытства». Это та позиция, в которой у ребенка проснется естественный интерес к получаемым знаниям. Например, ему может быть неинтересна история как набор дат и событий, но при этом она заинтересует его с точки зрения быта, психологии, развития науки.
Читайте также: Как хвалить ребенка, чтобы мотивировать его на успех?
Как облегчить учебный процесс?
Изучение и анализ материала, подготовка домашних заданий, конспектирование информации на уроке — это все отнимает у ребенка немало сил и времени. Есть ли способы сократить и облегчить эти процессы?
Система конспектирования по методу Корнелла
Тетрадный лист делится на три части: слева остаются широкие поля для ключевых моментов и вопросов, снизу — пространство для подведения итога. Основной конспект заносится в самую широкую среднюю часть. Такая система позволяет быстрее ориентироваться в записях и эффективнее осваивать информацию.
Творческое конспектирование
Исследования показали, что во время рисования человек обрабатывает информацию не только визуально, но и кинестетически и семантически. В ходе эксперимента группе людей предложили изучить набор слов, после чего часть слов им следовало записать, а часть — зарисовать. В списке были довольно сложные физические и технические понятия. В результате из написанного участники вспомнили лишь 20%, из нарисованного — почти половину. По мнению ученых, все дело в том, что при рисовании идет более глубокое погружение в суть и свойства объекта, устанавливается больше нейронных связей, стимулируется мелкая моторика. Вот почему так важно использовать графические методы в обучении. Например,
Совет! Попросите ребенка нарисовать все важное и полезное, что он усвоил за день. Смысл упражнения: ребенок должен не только нарисовать, но и обосновать свой рисунок.
Фокусировка внимания
Чем больше дел за один раз стремится сделать школьник, тем ниже будет результат и больше — затраченное время. Поэтому следите, чтобы во время учебы ребенок не сидел в соцсетях, а телефон лежал подальше от рабочего стола (в идеале — вне зоны видимости).
Читайте также: