К нам часто приходят родители с вопросом: чем заниматься дома с детьми, чтобы развить креативное мышление, стимулировать речевое развитие, интеллект, воображение? Один из лучших способов это сделать — творчество. Рисование, работа с цветной бумагой и природными материалами, музыкальные игры — все это идет во благо и малышам, и школьникам. Но один из самых простых и развивающих методов, которые родители могут применять дома, — лепка. Расскажем подробнее, чем она полезна и как правильно организовать занятие дома.
Почему детям полезно лепить?
- Развитие мелкой моторики. Сухомлинский говорил, что «истоки творческих способностей детей — на кончиках их пальцев». Через работу с пластичными текстурами происходит развитие мелкой моторики, а значит, и развитие мозга. Образуются новые межполушарные связи, улучшается координация рук, стимулируется речевой центр в мозге — это лишь некоторые «плюсы» развития мелкой моторики.
- Развитие творческого мышления. Ребенок учится выражать себя через творчество, придумывает сюжеты, героев, создает истории с вылепленными персонажами. Развивается абстрактное мышление, особенно если давать малышу необычные задания: например, слепить пение птиц, звук колокольчика
и т. д. - Эффект расслабления и снятия стресса. Монотонная работа с пластичными материалами полезна для нервной системы. В этом процессе ребенок может проживать страхи, тревоги, агрессию и другие негативные эмоции.
- Улучшение концентрации внимания. Лепка показана гиперактивным, неусидчивым детям, так как помогает повысить концентрацию внимания.
Какой материал выбрать?
Пластилин. Он бывает классический и восковой. Работать с классическим детям дошкольного возраста бывает сложно. Он довольно твердый, и у них не хватает силы рук его размять. Лучше выбирать восковой вариант — он более мягкий и приятен в использовании.
Аналоги пластилина. Сегодня на рынке есть замены обычному пластилину — воздушная масса и тесто для лепки, полимеры, «жвачка» для рук, кинетический песок, шариковый пластилин. Все аналоги обладают своими уникальными свойствами и имеют место быть в детском творческом уголке.
Совет! Не давайте малышу материал с фруктовым запахом. Есть риск, что он его проглотит.
Глина. Глина — природный материал, она мягкая податливая, но требует определенной сноровки. Работа с глиной имеет очень терапевтический эффект, она расслабляет, успокаивает, гармонизирует детскую психику, помогает пережить («пролепить») сложные ситуации. Вылепленные изделия можно просушить на воздухе, а можно обжечь в специальной гончарной мастерской.
Соленое тесто. Оно состоит из натуральных компонентов (соль, мука, вода, масло), поэтому не вызывает аллергию. Готовые фигурки можно высушивать в духовке и раскрашивать.
Как сделать лепку развивающим занятием дома?
Начинать занятия лепкой с малышами лучше с самых простых заданий: разминание пластилина в руках, скатывание колбасок и шариков, смешивание двух цветов, отпечатывание фигурок. Ребенок должен познакомиться с материалом, почувствовать его, прежде чем переходить к более сложным заданиям. Кроме того, изучение текстур, физических свойств, цветообразования способствует развитию чувственного опыта малыша.
Не всегда стоит устраивать из домашней лепки полноценный урок, особенно с младшими дошкольниками. Этого хватает в детском саду и развивающем центре. Полезно чаще предоставлять ребенку свободу творчества. Пусть создаст поделку на свободную тему или даже просто помнет пластилин — это тоже очень полезно!
Лепку можно сочетать с другими модальностями искусств: рисованием, танцем, чтением и сочинением сказок. Это расширяет творческий потенциал ребенка, стимулирует воображение.
Интересно! По тому, как и что лепит ребенок, можно многое узнать о его характере, интересах и даже проблемах. Искусствовед и педагог Елена Макарова пишет: «Тип мышления легко выявляется в ходе занятий лепкой.
Присмотритесь к своему ребенку: какие цвета он выбирает, как обращается с материалом, сильно ли нажимает на него, вылепливает ли детали или создает абстракцию?