Оказывается, успех публичного выступления лишь на 7% зависит от содержание речи. Более чем на 50% впечатление формируется через мимику, жесты, осанку и на 40% — через тембр голоса, ритм речи. Дети, которые владеют своей речью, более успешны в учебе, они раскованно чувствуют себя в общении с людьми, им легко даются выступления на публике. Предлагаю, пять ораторских упражнений, которые помогут сделать речь ребенка красивее и образнее.
Правильное дыхание. Во время разговора дети часто задерживают дыхание. Это приводит к тому, что речь получается рваной и некрасивой. Правильное дыхание во время разговора — диафрагмальное или «нижнее», то есть при вдохе должна подниматься не грудь, а живот. Дыша таким образом, человек расслабляется и может долго говорить, не сбивая дыхания.
Пересказ. Попросите детей рассказать своими словами сюжет книги или фильма. Это упражнение формирует связь между мышлением и речью, благодаря чему ребенок учится быстрее облекать мысли в слова и не будет теряться, когда нужно будет выступить на публике.
Тематический подбор слов. Это игровое упражнение формирует у детей богатый словарный запас и образность речи. Родитель задает категорию слов — например, «природа». Ребенок называет, как можно больше подходящих под категорию определений. Можно называть не только существительные, но и прилагательные, глаголы.
Поиск рифмы. Оратор Уинстон Черчилль строил свои речи по принципу стихосложения — выделял отдельные строки, использовал внутренние рифмы и созвучия. С детьми полезно играть «в рифмы» — рифмовать по 2–3 простых слова.
Запись выступления. Запишите на видео выступление ребенка перед классом, посмотрите и разберите видеозапись. Взгляд на себя со стороны часто выявляет нюансы, которые были незаметны раньше.
Развитие красивой устной речи и способности к грамотной коммуникации — многогранный процесс. На курсах риторики и актерского мастерства для детей большое внимание уделяется не только дикции и мимике, но и развитию фантазии, памяти, эмоционального интеллекта, культуры слушания.
Автор: Диана Тевосова