«Она меня совсем не слышит. Я говорю одно и то же по сто раз, но все без толку. От этого я раздражаюсь, срываюсь, и мы ссоримся» — жаловалась мне однажды мама десятилетней дочки.
Эта проблема знакома многим родителям. И на мой взгляд, ее корень лежит в непонимании чувств ребенка и неумении правильно говорить с ним. Юлия Гиппенрейтер предлагает понаблюдать за своим поведением в течение дня и отметить, сколько раз мы обращаемся к ребенку с лаской, а сколько — с упреками и критикой. К сожалению, критики обычно оказывается гораздо больше.
Не нужно требовать от детей повиновения всегда и во всем, ведь одна из задач родителя — помочь ребенку стать самостоятельной личностью. Поэтому лучше почаще давать ребенку самому делать выбор, даже если этот выбор условный. Например, «Сделаешь уроки сейчас или после ужина?».
Часто родители дают советы своим
Избегайте фраз, оценивающих личность ребенка, как позитивно, так и негативно. Оценивать можно только поступки. А для выражения своих чувств, и особенно недовольства, используйте
Не стоит оценивать и обесценивать чувства ребенка. Хотя многие детские проблемы кажутся взрослым «пустяком», а переживания — надуманными, для маленького человека это вовсе не пустяк.
Психологи рекомендуют реже использовать отрицания в разговоре с детьми. Частичка «не» психологически настраивает на неудачу и снижает уверенность в себе.
Я советую, чаще задавать ребенку «открытые» вопросы, то есть те, которые предполагают развернутый ответ. Это поможет построить диалог с ребенком и выстроить доверительные отношения.
И конечно, важно правильно (активно) слушать ребенка — без приказов, критики, нравоучений. Важно помнить, что мы преподаем детям ту модель общения, которую они будут использовать и в отношениях с окружающими, и с нами.
Автор: Диана Тевосова