Каждый ребенок приходит в этот мир, чтобы реализовываться. Дети интуитивно чувствуют это, а родители понимают, что важно помочь детям в этой задаче. Но часто «миссионерский» смысл талантов оказывается оттеснен жаждой статусных стимулов — хороших оценок, признания, больших успехов. Почему это опасно и как этого избежать?
Как ресурс превращается в выгорание?
Как и большинство комплексов, синдром отличника идет из неправильного понимания родителями приоритетов в детском развитии. Ведь даже у самого одаренного, активного и целеустремленного ребенка есть предел.
Если ребенок хорошо справляется со всеми поставленными задачами — это прекрасно. Можно и нужно предлагать ему новые интересные задачи. Но многие родители, заметив быстрое и успешное развитие ребенка, начинают «выжимать» из него
Жизнь в таких семьях напоминает гонку за результатом, в жертву которому приносятся не только интересы и желания ребенка, но и его базовые потребности.
В конце концов у детей в таких семьях случается эмоциональное выгорание. Это неизбежно, так как психика не может работать на пределе постоянно.
Цена хорошей оценки
Иногда в погоне за результатами взрослые ломают личность ребенка и формируют разрушительные для детской психики установки, от которых люди уже во взрослом возрасте избавляются годами.
Например, такие дети (а в будущем и взрослые) могут очень тяжело воспринимать поражения, ошибки, проигрыши. А также обижаться на критику, даже конструктивную и по делу.
Но главное, ребенок теряет связь со своими эмоциями и желаниями. Вся его жизнь подчиняется лишь достижению целей и доказательству окружающим (и прежде всего родителям) своей «хорошести», успешности. При этом, если спросить его, зачем ему это нужно, он теряется и не знает, что ответить.
Важно помнить, что каждый человек приходит в мир со своими талантами и спосоностями, дарованными свыше.
Подружите детей с эмоциями
Психологи часто советуют акцентировать внимание детей на процессе, а не на результате. Но эта рекомендация в корне не верная. Есть дети, которые могут быть ориентированы только на результат. Они так устроены, и это абсолютно нормально. И родители видят это. Но тут важно тонко чувствовать грань и не «перегибать палку», видя, что ребенок отлично справляется.
А еще очень важно постоянно переключать детей на
- Что ты чувствуешь, когда занимаешься этим делом?
- Какие эмоции это у тебя вызывает?
- Для чего ты это делаешь?
- Куда тебя это приведет?
Эти вопросы помогут ребенку остановиться и обратить внимание на собственные чувства и потребности. У него появится мотивация и понимание, почему он делает то, что делает. Он станет лучше понимать себя и разовьет эмоциональный интеллект. И будет идти к результату, исходя из своих определенных потребностей, а не просто потому, что так сказали родители.
Также родителям важно понять, какие собственные амбиции они хотят реализовать через своих детей. Можно проанализировать свои детские мечты и желания и задать себе вопросы:
- Я достиг всего, о чем мечтал?
- Не пытаюсь ли я приблизиться к желаемому за счет ребенка?
- Нужно ли моему ребенку двигаться в этом направлении или его таланты и интересы лежит в другой области?
Помните, все зависит от семьи и от того, насколько там понимают истинное призвание и путь ребенка. Если родители просто говорят «надо», не объясняя ни причин, ни мотивов, то ничего хорошего из этого не выйдет. Если же у родителей налажен хороший контакт с ребенком, если им удалось развить детский эмоциональный интеллект и донести до ребенка правильное направления для развития, результат будет отличным.
Автор: Диана Тевосова