Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
Как привить детям любовь к классической литературе?

Как привить детям любовь к классической литературе?

Недавно я услышала мнение, что современным детям «непонятно, сложно и скучно» читать классическую литературу. На мой взгляд, проблема кроется не в самих классических произведениях и темах, которые они поднимают, а в том, что педагоги плохо передают смысл и идеи этих произведений, не разделяют взглядов классиков и не понимают истинной ценности такой литературы для подрастающего поколения. А между тем чтение классической литературы развивает кругозор и словарный запас ребенка, формирует красивую речь и является важным элементом духовного, нравственного и эмоционального развития.

Культурный код

Сейчас, когда полным ходом идут процессы глобализации, цель которых стереть национальные и культурные различия, классическая литература является важным носителем культурного кода. В ней иллюстрируются качества и черты, характерные именно для нашей страны, поднимаются универсальные вопросы, прописывается «генетическая история», которая определяет наше национальное самосознание. По художественным произведениям разных времен можно изучать исторические события и общественные мнения, взаимоотношения между людьми, особенности их мировоззрения и мировосприятия.

Детям необходимо чтение такой литературы, потому что оно помогает почувствовать связь с корнями, лучше понять себя и окружающих, сформировать национальное самосознание и самоидентификацию и найти ориентиры, на которые можно опереться.

Уроки нравственности на страницах книг

В классических произведениях можно найти настоящие образцы нравственности, душевной чистоты, искренности, человечности, которые могут стать для читателя примером для подражания. Многие классики были высокодуховными людьми. Произведения Федора Достоевского, Гавриила Державина, Николая Гумилева, Ивана Шмелева пропитаны духовностью и глубокой религиозностью, что делает их частью духовного образования подрастающего поколения. Знакомясь с их произведениями, читатель может узнать в персонажах себя, и возможно, опыт литературных героев убережет его от ошибок.

Важно читать и тех, кто писал о патриотизме, любви к Родине, совести, морали. Эти вопросы в своих произведениях поднимали Михаил Лермонтов, Александр Пушкин, Дмитрий Мамин-Сибиряк и многие другие авторы. Их произведения научат подростка отличать истинный патриотизм от ложного, помогут понять, что есть добро, а что — зло.

Кроме того, в классических произведениях авторы описывают не только добродетели, но и пороки — малодушие, жадность, трусость, глупость. И многие из этих пороков актуальны в современном мире. В художественной и часто преувеличенной форме читатель знакомится с этими грехами и невольно задается вопросом: а не поступаю ли я так же?

Почему детям неинтересно?

Но чтобы дети полюбили классику, сначала ее должны полюбить мы — родители, учителя, то есть люди, которые формируют у детей поведенческие и моральные модели. Ведь когда педагог перечитал классику, пропустил ее через себя, проникся ее идеями, он умеет интересно рассказывать об этом, он цитирует классиков и является примером для ученика.

К сожалению, многие современные педагоги придерживаются либеральных взглядов. Они далеки от идей и ценностей, которые предлагали классики. И эти идеи они преподносят детям в искаженном виде. Они говорят об этих книгах без любви, часто негативно и высокомерно представляют высшие чувства и мотивы, освещаемые в классической литературе. Они продвигают в школах собственную либеральную парадигму ценностей, которая не вписывается и даже противоречит классическим идеям. Но как может ребенок полюбить классику, когда он видит высокомерие педагога?

Также очень важно обсуждать классические произведения в семье. Родители должны не просто дать ребенку книгу и задание ее прочитать, но и вызвать его на обсуждение. Спросить ребенка, что он вынес для себя из прочитанного произведения? Какой персонаж понравился, а какой — нет? Почему?

А еще можно смотреть экранизации романов или посещать театральные постановки. Однако сегодня складывается ситуация, когда часто классику ставят «в вольной интерпретации», убирая из произведения все самое важное и ценное. И чтобы у ребенка сформировалось правильное понимание произведения, таких постановок стоит избегать.

Автор: Диана Тевосова

Наши дисциплины

Детская театральная студия
Детская театральная студия
Вокал
Вокал
Хореография для детей
Хореография для детей
Актерское мастерство
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическая речь
История России для детей
История России для детей
Искусствоведение для детей
Искусствоведение для детей
Развивающие занятия с психологом
Развивающие занятия с психологом
Подготовка к школе
Подготовка к школе
Раннее развитие
Раннее развитие
Английский язык
Английский язык
Логопед
Логопед
Воскресная школа
Воскресная школа
Катехизис для взрослых
Катехизис для взрослых
Психолог
Психолог
Бизнес-школа
Бизнес-школа
Комплексное развитие
Комплексное развитие
ТРИЗ
ТРИЗ
Академия юмора
Академия юмора
Рисование
Рисование

Другие статьи

5 негативных последствий гаджетов для детей
5 негативных последствий гаджетов для детей
Подробнее
Как провести с детьми рождественские праздники?
Как провести с детьми рождественские праздники?
Подробнее
Духовное развитие — основа воспитания детей
Духовное развитие — основа воспитания детей
Подробнее
Как привить детям любовь к классической литературе?
Как привить детям любовь к классической литературе?
Подробнее
Что такое истинный патриотизм и как прививать его детям
Что такое истинный патриотизм и как прививать его детям
Подробнее