Пн-сб — с 10:00 до 20:00
Вс — c 11:00 до 15:00
Как развить критическое мышление у ребенка и помочь ему пережить информационное давление?

Как развить критическое мышление у ребенка и помочь ему пережить информационное давление?

Мы оказались в ситуации, когда в интернете (и не только) нашим детям приходится сталкиваться со множеством противоречивой, недостоверной, а часто и вовсе опасной информации. Поэтому сейчас особенно важно умение анализировать всю поступающую информацию, мыслить критически и задавать правильные вопросы. Наша родительская задача — научить их этому.

Что такое критическое мышление?

Я часто замечаю, что люди путают способность мыслить критически со скептицизмом. А ведь разница есть, и довольно большая.

Критическое мышление не только ставит под сомнение всю полученную информацию, но и запускает работу с ней. Ребенок учится анализировать данные, распределять их по категориям, отсеивать лишнее и, главное, формировать собственное независимое мнение по любому поводу.

Такого человека гораздо сложнее обмануть или ввести в заблуждение, им не получится манипулировать или навязать какое-то мнение под маской истины. В современном быстро меняющемся мире он всегда сможет адаптировать и найти свой путь.

Как развить критическое мышление в беседе?

Мне кажется, эффективнее всего развивать критическое мышление можно в разговорах с детьми. Можно обсуждать актуальные темы, новости, отдельные случаи, поведение ребенка и других людей в той или иной ситуации.

  • «Сократический диалог». В психотерапии есть термин «сократический диалог», когда один собеседник предоставляет другому возможность самостоятельно строить рассуждение и делать умозаключения. С помощью вопросов учитель или родитель могут незаметно подводить детей к выводам и фактам, которые они упустили из виду. При этом важно помогать ребенку делать более конкретные выводы и избегать абстрактных.
    Сократический диалог не предполагает готовых ответов и чужих истин, в нем не нужно соревноваться или пытаться подстроиться под популярное мнение. Зато этот способ учит ребенка самостоятельно рассуждать и искать свою истину.
  • Пять «Почему?» Это еще один способ не просто обсуждать новости, но и искать неочевидные причинно-следственные связи. На любой тезис, факт или новость задайте ребенку вопрос «почему?». На его ответ — еще одно «почему?» И так до пяти раз. Этот метод доказывает, что быстрые решения и «очевидные» факты далеко не всегда бывают правдивыми и безошибочными.
  • Метод «толстых» и «тонких» вопросов. «Тонкие» вопросы — кто, что, когда и т. д. — не требуют развернутого ответа и служат для сбора фактов. «Толстые» вопросы — Что, если? Почему? В чем различие? Они требуют анализа и размышлений и позволяют копнуть в тему глубже.

Совет! Важно учить детей проверять источник информации — насколько он надежен? Какие цели преследует автор сообщения? Достоверны ли аргументы?

Чему еще учить детей?

Чем более развит человек интеллектуально, духовно, эмоционально, тем легче ему «вставать над проблемой», изучать ее с разных точек зрения, отделять чужие эмоции и мнения от своих.

Поэтому развивайте эмоциональный интеллект детей. Я говорю это часто, и сейчас повторю еще раз. Ребенок, который осознает свои эмоции и причины их возникновения, который умеет управлять ими, а не идет у них на поводу, всегда будет более устойчивым к внешним воздействиям, чем эмоционально неразвитый малыш.

Мотивируйте детей говорить с вами, объясняйте им то, что им непонятно. Часто родители стремятся избегать «скользких тем», отмахиваясь фразами, вроде «ты еще маленький, не поймешь». Но в таком случае ребенок, скорее всего, попытается узнать ответ на свой вопрос в интернете или у друзей. Как ему объяснят, с какой стороны преподнесут информацию — неизвестно.

Совет! Любой выход за рамки привычных мыслительных моделей: занятия ТРИЗ, игра в шахматы и логические головоломки — полезны для формирования нестандартного мышления и умения мыслить критически.

А еще я советую учить детей распознавать манипуляции. Есть психологические схемы и приемы, которые используются в сети и которые нацелены на управление чужим мнением. Например, попытка взять на «слабо», навязывание негативных эмоций — страха, стыда, тревоги, обращение к мнению молодежных авторитетов, преподнесение ложной информации вместе с правдивой.

Развитое критическое мышление в этом случае поможет проанализировать слова и действия манипулятора, эмоциональный интеллект — отследить собственные реакции на эти слова и не поддаться на провокацию, а уверенность в себе — четко очертить границы.

Сейчас особенно важно личностное развитие детей, создание у них морально-нравственных опор, которые помогут им пережить это непростое время и не стать жертвой обмана.

Автор: Диана Тевосова

Наши дисциплины

Детская театральная студия
Детская театральная студия
Вокал
Вокал
Хореография для детей
Хореография для детей
Актерское мастерство
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическая речь
История России для детей
История России для детей
Искусствоведение для детей
Искусствоведение для детей
Развивающие занятия с психологом
Развивающие занятия с психологом
Подготовка к школе
Подготовка к школе
Раннее развитие
Раннее развитие
Английский язык
Английский язык
Логопед
Логопед
Воскресная школа
Воскресная школа
Катехизис для взрослых
Катехизис для взрослых
Психолог
Психолог
Бизнес-школа
Бизнес-школа
Комплексное развитие
Комплексное развитие
ТРИЗ
ТРИЗ
Академия юмора
Академия юмора
Рисование
Рисование

Другие статьи

Как не вырастить ребенка эгоистом?
Как не вырастить ребенка эгоистом?
Подробнее
Как семья влияет на развитие ребенка?
Как семья влияет на развитие ребенка?
Подробнее
Интересные факты о счастье: как стать счастливее уже сейчас?
Интересные факты о счастье: как стать счастливее уже сейчас?
Подробнее
Как бороться с тревожностью и сохранять спокойствие?
Как бороться с тревожностью и сохранять спокойствие?
Подробнее
Как развить критическое мышление у ребенка и помочь ему пережить информационное давление?
Как развить критическое мышление у ребенка и помочь ему пережить информационное давление?
Подробнее